
13 июля 2002 года исполнился год с момента вступления в силу законов, разрешающих ввоз на местность Рф облученного ядерного горючего (ОЯТ) забугорных АЭС. По заверениям Минатома Рф, за прошедший год новейших контрактов заключено не было.
Для чего были приняты законопроекты, что делается для решения экологических заморочек, – эти и остальные вопросцы комментирует Василий ЖИДКОВ – Генеральный директор Горно-химического комбината (ГХК) – главного компании Рф, осуществляющего хранение русского и забугорного ОЯТ.
- Экологические трудности, связанные с радиационным загрязнением, уже есть – пожалуй, это основной аргумент врагов ввоза ОЯТ.
- Трудности есть, и эти трудности – последствия прохладной войны. Русский Альянс с 1948 года интенсивно нарабатывал ядерные материалы. К наработке оружейного плутония приступили "Маяк", Сибхимкомбинат(СХК), ГХК, группа компаний работала с обогащенным ураном. Компании, нарабатывавшие плутоний, оказали неизбежное влияние на окружающую среду, что привело к возникновению экологических заморочек: на "Маяке" – это озеро Карачай и Теченский каскад водоемов, итог трагедии 1957 года – Кыштымский след. Дело было новое, темпы работы фантастические, а познания в области радиоэкологии – малые. Для сохранения ядерного паритета, приходилось жертвовать природой. Наиболее того, для внедрения атомного орудия был сотворен мощнейший атомный флот.
- В таком случае, для чего Рф ввозить зарубежное ОЯТ? Для чего решать чужие экологические трудности, ежели и собственных наиболее чем довольно?
- Средств на ликвидацию последствий сотворения «ядерного щита» нет. На вывод из эксплуатации ядерных оборонных комплексов у Рф средств тоже нет. При всем этом оставлять их без контроля нельзя – там много радиоактивных материалов, в том числе в водянистой, более небезопасной, форме, которые нужно перевести в твердую форму и изолировать. Не считая того, в 2000 году президенты Рф и США договорились о ликвидировании 34 тонн оружейного плутония с каждой стороны.
- Средства потребуются, видимо, значимые?
- Полагаю, стоимость ликвидирования 1 кг плутония приблизительно равна стоимости его сотворения – размер требующихся финансовложений очевиден. Один из источников средств на ликвидирование – выход на интернациональный рынок услуг по обращению с ОЯТ, что сразу усилит позиции русских поставщиков свежайшего горючего. Посреди производителей ядерного горючего имеет место твердая конкурентнсть, Рф нужно удержать рынок, для этого требуется предоставление доп услуг. Один из вероятных вариантов – лизинг – продавать свежее горючее, позже забирать облученное на переработку, что чрезвычайно комфортно для партнеров. Таковым образом, есть две предпосылки, почему Рф необходимо работать на данном рынке: политическая и финансовая. Тезис, что любая страна обязана сама заниматься отработанным топливом, неплох с популистской точки зрения, но не учитывает ни политический, ни экологический, ни денежный нюансы. Целенаправлено ли растаскивать по миру перерабатывающие комплексы? Может, довольно иметь 3-4 в мире, как и есть на данный момент. Согласитесь, в этом есть смысл.
- «Зеленые» не согласились, но провести референдум им так не удалось…
- "Зеленоватые" считают, что обитатели края должны определять, будет ли на ГХК развиваться ядерный комплекс. Но процедура движения ядерных материалов определяется федеральными законами. Никто не спорит, что экологи должны в этом участвовать – это держит в тонусе профессионалов Минатома, все-же экологи – это взор со стороны. Но я не приемлю экстремизм. На нынешний день в мире без атомной энергетики не обойтись, следовательно, решение о строительстве где-либо ядерного объекта - за государством. Регион должен согласовывать планы, проводить нужные в таковых вариантах слушания. Трибунал не так давно выделил, что не дело региона – решать, строить либо не строить Федеральные ядерные объекты.
- Но обитателей Красноярского края, ну и всей страны не может не тревожить уровень сохранности работы атомного компании. Как суровое внимание уделяется данной дилемме на ГХК?
- Постоянно отмечаю, что в данной дилемме два нюанса. 1-ый – научный: сохранность просчитывают спецы, оценки которых мы используем при проектировании. К примеру, влияние на окружающую среду и вероятные опасности анализирует Институт заморочек безопасного развития атомной энергетики Русской Академии (ИБРАЭ РАН). 2-ой подход – наиболее понятный – основан на настоящем опыте. С 1985 года комбинат занимается транспортировкой ОЯТ из европейской части Рф, с Украины, а сейчас и из Болгарии. За это время выполнено 750 вагоно-рейсов. При всем этом не было ситуаций с радиационным действием ни при загрузке, ни при транспортировке, перегрузке либо хранении. На данный момент в мокром хранилище нашего комбината находится 3 тыщи тонн ОЯТ – это наиболее 6 тыщ сборок, поступивших с декабря 1985 года. За это время на практике отработаны режимы безопасной эксплуатации хранилища: температура, чистка охлаждающей воды и др. Суровое тестирование проходили контейнеры и механизмы загрузки. А именно, контейнеры испытывались при температуре +720 градусов, их «роняли» с высоты 9 метров на бетонную площадку, с 2 метров на устройство, которое мы называем "зуб", плотность контейнеров обеспечивается при погружении на глубину 200 метров. Таковым образом вроде бы моделировалась "запроектная транспортная трагедия". При выполнении интернациональных контрактов осуществляется ряд доп организационных и технических мер, обеспечивающих сохранность перевозки и хранения ОЯТ.
- Горно-химический комбинат – основное предприятие, на котором предполагается делать международные контракты в случае ввоза ОЯТ забугорного производства. Как вы готовы к поставкам забугорного ОЯТ на действующее хранилище?
- На нынешний день мы принимаем на наше предприятие лишь ОЯТ русского производства, облученное в забугорных реакторах, построенных СССР за рубежом. Что касается горючего забугорного производства, через два-три года мы сможем приготовиться к его приему даже в действующее мокрое хранилище. На данный момент проводится комплекс работ по модернизации хранилища, в том числе по увеличению степени сохранности.
- Почему для вашего комбината работа с ОЯТ имеет настолько принципиальное значение? Комбинат наиболее либо наименее благополучно существует уже наиболее 40 лет.
- В 1958 был пущен 1-ый реактор. Задачка комбината состояла в выполнении госзаказа по наработке оружейного плутония. Опосля принятия решения о разработке завода РТ-2 предоставление услуг по обращению с ОЯТ стало важным направлением развития комбината. Сейчас на комбинате занято 9,5 тыс. человек – и это в закрытом городке, который фактически не имеет альтернативного развития. Опосля остановки 2-ух реакторов и резкого уменьшения оборонного заказа нам нужно решать делему занятости, - это и рабочие места, и заработная плата. Принципиально учесть, что комбинат является градообразующим: за работниками комбината стоит 30 тыщ членов семей из 100 тысячного городка.
- Один из главных аргументов приверженцев ввоза ОЯТ – пополнение бюджетов разных уровней. Каким образом происходит ваше финансовое взаимодействие с администрацией края?
- Указ Президента № 72, позволивший комбинату завозить ОЯТ с Украины, вышел в 1995 году. В указе прописано перечисление администрации края 25 % поступающих платежей, которые стали доходной строчкой в бюджете края. Комбинат верно перечисляет эти средства, в особенности в ближайшее время, когда исчерпала себя зачетная схема. За прошедший год мы перечислили краю за счет ввоза ОЯТ 230 млн. рублей, а в этом году пока 29 млн. Контроль за расходованием средств, также определение направлений финансирования осуществляет экспертная комиссия профессионалов, куда вхожу и я. Составленная программа проходит слушания в Законодательном собрании и утверждается постановлением губернатора. Согласно указу средства должны идти на социальные и экологические программы. Средства направляются на медицину, проведение экологических мероприятий и радиоэкологических исследований, также на финансирование ряда соц проектов, таковых, как стройку школ и больниц.
- Проводятся ли природоохранные мероприятия конкретно на комбинате? Какова на данный момент радиационная обстановка в зоне влияния комбината?
- 4-ая часть перечисленных администрации края средств ворачивается в город и на комбинат. Эти средства ГХК направляет на проведение радиоэкологических мероприятий. Уже 10 лет радиационная обстановка вокруг ГХК исследуется дополнительно Красноярским научным центром Сибирского отделения РАН, Русской инженерной академией, учеными Петербурга, Москвы. Самые различные министерства принимают в этом роль – Минприроды, Минатом, Миннауки. На данный момент дана объективная оценка экологической ситуации в зоне влияния ГХК. Согласно документу, утвержденному в свое время Председателем Госкомэкологии В. Даниловым-Данильяном, экологическая обстановка в зоне влияния ГХК характеризуется как стабильная, не требующая принятия экстренных мер.
- Считаете ли Вы вероятным взаимодействие атомщиков с экологами? Вы много говорили о имеющихся экологических дилеммах – они основным образом и интересуют «зеленых».
- Мы разделяем озабоченность экологов настолько сложными для осознания неспециалистов неуввязками, связанными с ядерными технологиями. Спецы Минатома должны взаимодействовать с экологами, но не с экстремистски настроенными "зеленоватыми". Кого лишь я не встречал за это время, в том числе и людей, для которых борьба с Минатомом – доходное место работы. Компании ядерного топливного цикла начали открывать свою деятельность около 10 годов назад - с момента закрытия промышленных реакторов. За эти 10 лет оказалось довольно трудно, рассекречивая определенные направления, разъяснить популяции, что представляет собой ядерная разработка, каковы аспекты и нюансы сохранности. Адекватный подход экологов к дискуссии по дилемме – это лучший, нужный всем вариант. Для нас существует контроль муниципальный и контроль публичный в виде экологов. Но я не понимаю позиции неких движений, призывающих к прекращению работы комбината.
- Каковы, по-вашему, перспективы борьбы «зеленых» против «ядерных отходов»?
- Кризис антиядерного движения проявился во время предвыборной кампании кандидатов в депутаты Законодательного собрания в Красноярске, когда «Яблоко» и СПС, строившие свои предвыборные кампании вокруг борьбы с ОЯТ, набрали наименее 1,5% голосов. Со стороны «зеленых» идет активная замена терминологии ОЯТ на «ядерные отходы», ввоз которых законы Рф запрещают. Губернатор Александр Лебедь, опосля того, как мы не один раз приезжали к нему в администрацию с разъяснениями, позднее стал сам разъяснять разницу в определениях во время дискуссий по этой теме. Да, в отработавшем горючем есть 3-5 % отходов, которые не подлежат утилизации. В нашей стране и в мире разрабатываются технологии их изоляции от биосферы в таком виде, в каком они будут устойчивы в природе, к примеру в виде крепких минералов. Технологии хранения и переработки ОЯТ учитывают все эти нюансы. В собственной деятельности зеленоватые, наверняка, преследуют задачку не борьбы с нами, а выстраивания идеологии, в которую бы поверили юные люди. Политики тут очевидно больше. «Зеленые» жалуются на отсутствие контакта с Минатомом – это, непременно, последствия прежней секретности, но «зеленые» не чрезвычайно рады дискутировать с нами, когда мы приглашаем. Им выгодна эта игра в «закрытость Минатома». В свою очередь, мы не можем отвечать на выходки "зеленоватых". Необходимо уважать себя. Мы, спецы ГХК, увлечены поддержанием и развитием безопасных технологий, а не политикой.
А что вы думаете о этом?