
Алексей Сорокин, аналитик Центра развития государственно-частного партнерства
Мысль государственно-частного партнерства заключается в вербовании ресурсов и компетенции личного напарника в сферу, обычно являющуюся зоной ответственности страны: будь то транспорт, ЖКХ, соц сфера. Партнеры делят как опасности, так и прибыль, которая для инвестора заключается в возврате инвестиций и получении дохода, а правительство получает, обычно, реконструированный либо построенный инфраструктурный объект. Вербование личного инвестора дозволяет убыстрить реализацию проекта, повысить эффективность управления проектом и расходов на его реализацию.
Ежели же говорить о ГЧП конкретно в металлургии – отрасли, в какой страны фактически нет, это зона ответственности бизнеса, – мы можем столкнуться с обратной ситуацией. Тут личный инвестор, чтоб уменьшить финансовую нагрузку, завлекает правительство как соинвестора. И правительство идет на это. Как понятно, металлургия – ветвь стратегическая, к тому же экологически страшная, а модернизация производства, непременно, обязана содействовать понижению вредного действия на окружающую среду. Расскажу о пары более узнаваемых проектах в металлургии, в каких реализуются принципы ГЧП.
К примеру, проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края» (в первой редакции – Читинской области). Его стоимость – наиболее 167 миллиардов руб. При всем этом из средств Инвестфонда выделяется 48 миллиардов. Реализацией проекта занимается ГМК «Норильский никель», а со стороны страны – Федеральное агентство жд транспорта. Проект делится на два сектора: транспортный и фактически металлургический. 1-ый включает стройку новейшей полосы стальной дороги Нарын-Лугокан общей протяженностью 425 км, начатое в 2008 году. Окончание планируется в 2012-м. 2-ой сектор – освоение 5 полиметаллических месторождений: Бугдаинского, Быстринского, Култуминского, Лугоканского и Солонченского, также стройку горно-обогатительных комбинатов на каждом из их. Стройку обязано быть завершено в 2016 году.
Особенная финансовая зона «Титановая долина» в Свердловской области подразумевает претворение в жизнь сходу пары групп проектов. 1-ое направление соединено с развитием сырьевой базы титанового производства. Параллельно планируется сделать изготовка титановых полуфабрикатов для авиации, медицины, также легкого крепежа. Не считая того, в ОЭЗ начнется выпуск титанового и комбинированного оборудования для хим машиностроения, атомной энергетики, авиа - и жд машиностроения, цветной металлургии. По самым умеренным подсчетам, в «Титановой долине» будет сотворено около 5000 новейших рабочих мест. Не считая того, вокруг «Титановой долины» будет создаваться соц инфраструктура – больницы, детские сады, жилище.
Стоит отметить, что Минпромторговли РФ предложило Свердловской области сделать еще одну необыкновенную экономическую зону, направленную на металлургию. Эта инициатива пока находится в стадии протокола о намерениях, но, беря во внимание богатую сырьевую базу Урала, ее воплощение очень реально.
Удоканское медное месторождение в Забайкальском крае обещает стать одним из огромнейших месторождений меди в мире. Запасы руды составляют 60% всех медных запасов Рф. Освоение месторождения осложняют отсутствие инфраструктуры и экстремальные климатические условия горной местности. Месторождение находится в 30 км от станции Чара на Байкало-Амурской магистрали. Проект реализуют «Ростехнологии» и «Металлоинвест», он предугадывает стройку горно-обогатительного комбината. Общественная стоимость работ составит наиболее 100 миллиардов руб. Крайняя точка в реализации проекта обязана быть поставлена в 2016 году. На данный момент на месторождении ведутся геологоразведочные и технологические работы, идет проектирование объектов промышленной, социальной и транспортной инфраструктуры.
Вообщем, броским примером реализации ГЧП-проекта в индустрии назову стройку комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Инициаторами строительства выступили правительство Республики Татарстан и компания «Татнефть», которая стала главным инвестором и координатором строительства. Реализация проекта была начата в 2006 году и к истинному моменту уже находится в финальной стадии. Окончание строительства намечено на последующий год, а 1-ый пусковой комплекс уже работает в полном объёме.
«Татнефть» на собственные средства возводит производственные мощности, а правительство с привлечением средств Инвестфонда модернизирует внешнюю инфраструктуру. Идет речь о подъездных жд путях, нефтепроводе с перекачивающей станцией и трубопроводе для готовой продукции. На эти цели предвидено выделение из средств Инвестфонда порядка 16,5 миллиардов руб., а общественная стоимость проекта составляет около 200 миллиардов руб. Комплекс обеспечит регион продукцией нефтепереработки мирового уровня, даст толчок развитию внутри - и межрегиональной интеграции компаний нефтехимии. Лишь на первом шаге его функционирования будет сотворено наиболее 3000 новейших рабочих мест, выстроено жилище для работников, детский сад и санаторный комплекс.
Соц нюанс в проектах государственно-частного партнерства постоянно достаточно весом. Фактически все большие ГЧП-проекты предугадывают значительную модернизацию социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, решают делему занятости, стимулируют социально-экономическое развитие региона и, как следствие, повышают уровень жизни населения в целом.