Больше 2-ух десятилетий галерея Марата Гельмана заходила в число ведущих российских институций, занятых современным искусством, — и вот установилась пора проститься с сиим заведением. Правда, арт-поприще Гельман покидать не планирует, наиболее того, даже выезжать с местности ЦСИ «Винзавод» не собирается. На прежнем месте с сентября начнет работать некоммерческий проект «Культурный альянс», акцентирующий внимание на художниках из русских регионов. А крайним галерейным мероприятием стала выставка «Считай, что для тебя повезло» Алексея Каллимы.
Вообще-то он тоже одно время назад был художником из провинции (непосредственно — из Сурового), но за десяток лет смог крепко закрепиться в столичной художественной элите. Опыты с формой и содержанием привели этого создателя к сегодняшней красочной манере, которая кому-то может показаться скучной. Заместо былого «чеченского» либо «футбольного» драйва на теперешних холстах Каллимы царит проза жизни — время от времени с цветами лирики, время от времени с намеком на бред, но никак не на фантасмагорию. В старенькые времена схожий подход к искусству и к жизни незатейливо назвали реализмом. Хотя тяжело представить, чтоб лауреат премии «Инновация» совсем отыскал себя конкретно в таком качестве.
До 24 июня
Галерея «М&Ю Гельман»
4-й Сыромятнический пер., 1 стр. 6, тел.: (495) 228-11-59. Вторник – воскресенье с 12.00 до 20.00
Мария и Наталия Арендт «Пушкин — наше всё»
Популярность Александра Сергеевича Пушкина в качестве персонажа выдуманных историй не сравнится с чьей-нибудь иной. Вспомнить хотя бы хармсовские «случаи» в духе иронического бреда. Ну и в постмодернистской традиции схожих примеров наберется много. Достаточно показательно, кстати, что ни в каком из таковых сюжетов фигура великого поэта не преобразуется в сатирическую мишень. Вольность обращения с героем — не синоним издевательства. Тот же подход ощутим в новеньком проекте сестер Арендт, где жизнь Александра Сергеевича преподнесена в намеренно китчевой, но обаятельной манере.
Средством вышивок, аппликаций, раскрашенных скульптур и коллекции реликвий биографии поэта придается неожиданное измерение. Свою установку создатели разъясняют личными мотивами: дело в том, что их прапрадед был тем лейб-медиком, которому не удалось спасти известного пациента После ранения на Темной речке. Сейчас художницы как будто дают поэту гипотетический шанс пожить дольше — но в роли, которая ему самому навряд ли показалась бы вероятной.
5 июня – 5 июля
Выставочный зал Литературного музея
Трубниковский пер., 17, тел.: (495) 695-46-18. Вторник, четверг, суббота с 11.00 до 17.00, среда, пятница с 14.00 до 18.00
Лев Грановский «Гефест / Вулкан»
Два имени 1-го древнего бога, «ответственного» за стихию огня, вынесены в заголовок данной экспозиции достаточно закономерно. Согласно авторской установке, Вулкан тут олицетворяет извержение земных недр, а Гефест выступает покровителем металлургии. Связь меж природным бедствием и индустриальным созданием может кому-то показаться выдуманной, но на фото Льва Грановского она смотрится очень убедительной. Там и там — краса огня и неповторимость фактур. Геолог по профессии, взявший в руки камеру относительно не так давно, начал свою художественную карьеру, естественно, со съемок вулканов — на Камчатке, на Гавайях, в Исландии. А тема Череповецкого металлургического комбината появилась позже, как будто в пандан. Концепция выставки родилась сама собой: пусть Гефест воссоединится с Вулканом.
31 мая – 24 июня
Мультимедиа Арт Музей
Остоженка, 16, тел.: (495) 737-66-47. Вторник – воскресенье с 12.00 до 21.00
Ольга Солдатова «ФизКультУра!»
«Большой стиль» русской эры в первый раз подвергся переосмыслению еще в 70-е годы прошедшего столетия. Тогда возникли образчики соц-арта — художественного течения, которое пародировало и высмеивало соцреалистические каноны. Но прошло время, и сатирические мотивы равномерно стали замещаться ностальгическими. К примеру, живописец и дизайнер Ольга Солдатова уже длительное время вдохновляется в собственном творчестве русской эстетикой. Правда, идеология вынесена тут за скобки — остается любование формой. Очередной проект Солдатовой, показанный в новейшей галерее в Центре дизайна Artplay, посвящен культу атлетизма и здоровья. В базе этих мозаик (конкретно в таковой технике предпочитает работать создатель, контраста применение смальты вышивкой бисером и стразами) лежит, как водится, изобразительность в духе 1920–1930-х годов.
24 мая – 26 июля
Musivum Gallery
Нижняя Сыромятническая, 10, тел.: 8 (926) 539-03-66.