
Кого же мы должны защищать: должников либо кредиторов? Быть может, должник — это бабушка, взявшая около метро кредит в тыщу рублей и неспособная расплатиться. А может, сосед-алкоголик, не платящий за жилищно-коммунальные сервисы, либо работающий мужчина, сознательно не ворачивающий кредит либо не платящий алименты, потому что он осознает, что ничем не рискует. Жизненные ситуации бывают различные, и разбираться со всеми обстоятельствами должен трибунал. При всем этом принципиально осознавать, кто заплатит за должников.
Ежели человек не платит за жилищно-коммунальные сервисы, за него приходится платить иным потребителям. Всех раздражают платежи за общедомовые нужды, но они и формируются в основном за счет тех, кто не платит либо «скручивает» показания устройств учета. В итоге управляющие компании и ресурсоснабжающие организации обязаны закладывать в свои цены недосбор платежей. С кредитами чрезвычайно похоже — ежели возврат кредитов вырастет на 1%, то и ставки по кредитам для населения начнут понижаться. Недаром самые низкие ставки у ипотечных кредитов, по которым жилище быть может изъято по еще наиболее обычный процедуре. В конечном счете за должников платят не банк не правительство, а мы сами — когда приходим получать кредит либо вносить квартплату. Нам пора осознать, что, поощряя неплательщиков, мы вредим сначала тем, кто платит добросовестно, вроде бы тяжело ему ни было.
Что все-таки будет с теми людьми, которые выселяются из единственного жилища? Не придется ли им жить на улице? Нет, не придется. Продажа квартиры будет возможна лишь в этом случае, ежели это имеет смысл: долг составляет наиболее 5% ее стоимости, а площадь квартиры наиболее чем в два раза превосходит нормы проживания, составляющие в различных регионах от 14 до 18 кв. м на человека. Передаваемая должнику сумма, вырученная от реализации квартиры, обязана быть достаточна для покупки другого жилища наименьшей площади. После реализации квартиры должникам перечисляются вырученные средства и дается три месяца на покупку новейшей квартиры. Ежели должник не сумел либо не захотел брать новое жилище, средства передаются муниципалитету, который должен не позже чем через два месяца обеспечить должника и его семью новеньким жильем.
Таковой подход полностью соответствует Конституции, ст. 40 которой гласит, что каждый имеет право на жилье и никто не быть может произвольно лишен жилья. Малоимущим, другим указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется безвозмездно либо за доступную плату из муниципальных, городских и остальных жилищных фондов в согласовании с установленными законом нормами.
Охото заострить внимание на обеспечении людей «социальным» жильем, ведь в нем нуждаются не только лишь должники, да и те, кто живет в аварийных и ветхих домах либо не имеет способности приобрести собственное жилище. Неувязка расселения аварийных домов решается за счет бюджета, но ни у какого бюджета не хватит средств, чтоб приобрести новое жилище всем, чьи дома придут в негодность, ведь скоро из строя начнут массово выходить хрущевки, построенные в 60-х годах прошедшего века. Почти все люди живут вообщем без собственного жилища, арендуя его на рынке, — есть ли у страны обязательства по отношению к ним? В то же время в стране неограниченное количество «бедных собственников» — людей, приватизировавших дорогостоящее жилище, но не способных оплачивать даже его содержание. Нужно ли помогать им оплачивать жилищно-коммунальные сервисы, ежели у их есть возможность выручить отличные средства от реализации жилища и переезда в наиболее дешевенький район? Это сложные вопросцы, на которые нет обычных ответов.
Правительство чрезвычайно осторожно подступает к вопросцу конфигурации порядка предоставления льгот и гарантий для нуждающихся, при всем этом движение в сторону системы обеспечения жильем, соответствующей для западных государств, представляется неизбежным. Совместно с завершением программы расселения людей из аварийного жилища все наиболее актуальным становится вопросец строительства «социального» жилища, которое предоставляется в аренду за доступную, «социальную» плату всем нуждающимся — и переселяемым из общественного жилища, и этим же должникам, и просто малоимущим гражданам. Принципиально, что это жилище не передается в собственность, а предоставляется на тот период, пока человек не сумеет дозволить приобрести для себя свою квартиру. Таковой подход дозволит решать трудности не отдельных семей, а в целом всех нуждающихся в крыше над головой.
Пока законопроект Минюста — всего только проект, и пройдет еще много дискуссий, до того как закон будет принят. Совместно с тем затронутые в нем вопросцы чрезвычайно важны и своевременны, ведь их решение дозволит сделать нашу жизнь чуточку дешевле.
Создатель — управляющий рабочей группы экспертного совета по развитию ЖКХ при правительстве РФ
:
Минюст объяснил предложение о взыскании единственного жилища с должников
В Госдуме составят списки депутатов — должников за сервисы ЖКХ
Задолженность россиян перед кредиторами составила 15,5 миллиардов рублей