Миссия К финалу 90-х годов о Чукотке закончили даже...

"Миссия" К финалу 90-х годов о Чукотке закончили даже петь. Страна забыла, что кое-где далековато на северо-востоке "чукча в чуме ожидает рассвета". Память жила в анекдотах о чукчах, ну и те были сложены еще в брежневскую эру.

Географическая удаленность полуострова связывалась в массовом сознании не с героикой освоения "северов", а с безысходной провинциальностью. В 1992 году Чукотский автономный округ (ЧАО) стал самостоятельным субъектом федерации.

Но о настоящей самостоятельности говорить не приходилось. К концу 90-х экономика лежала на боку, как умирающий кит.

Старательские артели еще мыли в россыпях золото, но русские горно-обогатительные комбинаты разорились, многомилионные поселки, которыми они обросли, закрылись, две трети населения, в основном русскоязычного, бежали на материк. Чукотка посиживала на федеральных дотациях и кредитах, при этом так безнадежно, что в 1999 году северный завоз на полуостров приостановили за долги.

Для федерации Чукотка очевидно была обузой.

Шутя, в кулуарах поговаривали о продаже ее Америке по примеру Аляски. В лучшем случае местности прочили участь резервации для коренных народов, не адаптированных к цивилизации, обреченных на дебоширство и вымирание.

Чукчи вырезали свои стада и меняли оленей на водку, морские зверобои в прибрежных поселках выживали за счет моржатины и грибов. В регионе не верили своим властям не надеялись на помощь центра.

Помощь, но, пришла.

Но это были не трансферты, субсидии либо новейшие кредиты.

Это был новейший губернатор Роман Абрамович.

В то время федеральные власти находились в поиске новейшей модели регионального управления. Губернаторы старенького склада никак не тяготели к управленческим инновациям.

Центр приценивался к преуспевающим предпринимателям. Они были носителями современной ментальности, располагали своей денежной базой и многообещающими кадрами.

Такие фигуры, как Роман Абрамович и Александр Хлопонин, должны были привить региональным администрациям интернациональный опыт ведения бизнеса. Новейший губернатор, избранный в 2001 году, был призван выполнить цель кризис-менеджера.

Для реанимации экономики и социальной сферы необходимы были срочные вложения.

После инвентаризации доставшегося хозяйства и выработки плана первоочередных действий у Романа Абрамовича было два выхода. 1-ый - добиваться масштабной федеральной помощи, 2-ой - привлечь налоги и личные инвестиции.

В планы центра не входили немедленные вливания в регион.

По другому для чего было завлекать большой бизнес?

Напротив, власти стремились понизить нагрузку на федеральный бюджет. Оставался 2-ой путь.

Где взять средства? Чтоб привлечь на Чукотку богатых налогоплательщиков, их необходимо было мотивировать.

И тут центр был способен посодействовать бедствующему региону. Ряду компаний, связанных с делом Романа Абрамовича (сначала - трейдерам "Сибнефти"), были предоставлены налоговые льготы.

Основное условие их получения - перерегистрация на Чукотке и расходование половины сэкономленной суммы в интересах региона.

Губернатор эти условия принял и сам зарегистрировался на Чукотке, чтоб платить тут подоходный налог. Окружной бюджет стал наполняться за счет новейших налогоплательщиков.

Ежели в 2000 году доходы консолидированного бюджета ЧАО чуть превысили 2 млрд рублей, то в 2001 они удвоились и все следующие годы продолжали расти, пока не достигли в 2005 году 13 млрд 150 миллионов рублей. За то же время расходы чукотского бюджета на 1-го обитателя поднялись с 26,5 тыщи рублей в год до 278,3 тыщи, другими словами возросли приблизительно в 10 раз.

Совместно с тем на личные средства были основаны некоммерческие фонды "Полюс надежды" и "Территория".

1-ый занялся адресной социальной помощью и благотворительностью, 2-ой, начавший работу в конце 2004 года, быстро перевоплотился в "мозговой трест", тесновато сотрудничавший с администрацией ЧАО (попечительский совет "Местности" возглавил Абрамович). Фонд "Территория" приступил к выработке пакета программ регионального развития, доведя их число до 9. В их он вкладывал свои средства.

Неразвитая дорожная сеть, слабенькая коммунальная энергетика, изношенный жилой фонд - таковы были первоочередные трудности Чукотки, попавшие в поле зрения фонда.

В 2004-2006 годах он финансировал стройку и ремонт дорог, мостов, линий электропередачи, дизельных электростанций, котельных, жилых, промышленных и административных спостроек, внешних инженерных сетей, плотин, вертолетной площадки и аэропорта "Анадырь-Угольный".

Соц направленность работы фонда выявилась сходу. На его средства в окружении строятся и восстанавливаются больничные и спортивные комплексы, аптеки, школы, детские сады и кинозалы.

Так был запущен денежный механизм "чукотского чуда", включивший экономные и внебюджетные инструменты.

Абрамовичу удалось привлечь на Чукотку не только лишь средства, да и высококачественные кадры. Но без средств их не удалось бы заинтриговать.

Один из наемных менеджеров, прилетевший на Чукотку в 2002 году, вспоминал, как, сойдя с самолета, желал развернуться и бежать обратно.

В стенках аэропорта зияли дыры, в окружной столице не было проложено ни дорог, ни тротуаров, сероватые строения поднимались по сторонам запятанных улиц, уныло пустовали полки магазинов.

В вольные часы пойти в Анадыре было некуда. Через 5 лет все поменялось.

Перемен!

Дело не только лишь в поразительном преображении Анадыря, о чем много писали.

После прихода Абрамовича даже чукчи стали восприниматься как удачный этнос, на который в один момент упали большие средства.

Когда о первых достижениях команды Абрамовича были вброшены в информационное поле, в публичном сознании поновой всплыл целый регион, как новейший полуостров со дна морского.

Поначалу перемены в восприятии Чукотки были вызваны только фигурой новейшего губернатора. Волна энтузиазма вынесла на поверхность вопросец: "Для чего ему это нужно?

". Ответы давались противоречивые.

Чукотку соображали то как единоличную "вотчину" олигарха, то как возложенную на него социальную "нагрузку", то как объект романтичного "меценатства" - прихоти магната. Вроде бы то ни было, наблюдатели соображали, что губернатор не уходит с головой в оперативное управление округом.

Он ограничивался тем, что ставил стратегические задачки, как если б занимал кресло председателя совета директоров, а не стоял на престижной бюрократической ступени.

Это шло вразрез с обычаями русского чиновничества. Обычный губернатор должен контролировать все - "вот так держать!

". Абрамович оставил инициативу своим менеджерам.

Абрамовича можно критиковать за самоустранение и подозревать, что в атмосфере бесконтрольности в его правительстве процветало казнокрадство. Но придется ответить, как за 5 лет удалось достигнуть таковых результатов.

На Чукотке добывают нефть и газ.

Иностранные инвесторы вкладывают сотки миллионов баксов в золотые рудники и угольные копи.

Размер инвестиций вырос в 10 раз. Промышленное создание взошло с 2,3 млрд рублей до 6,4 млрд.

Поголовье оленей возросло до промышленных масштабов.

Жители полуострова не напрасно не желали отпускать Абрамовича по окончании его первого губернаторского срока, рассылая письма во все инстанции. Среднемесячная зарплата поднялась с 5700 до 22 600 рублей.

Обеспеченность жильем на нескончаемой мерзлоте стала выше среднероссийской.

Популяции предоставлены социальные гарантии, о действительности которых говорит беби-бум 2005 и 2006 годов. Обычный отзыв вернувшихся на Чукотку После 5-6-летнего перерыва: "Я в шоке - рождаемость неописуемая".

2-ая пятилетка По Чукотке гуляет мысль "2-ой пятилетки".

Ежели в 2001-2005 годах была решена задачка выхода из кризиса, то сейчас необходимо отдать Чукотке импульс длительного развития.

В этом стратегическая миссия наследников Абрамовича. С уходом губернатора его команда не растает в тумане.

Правительство продолжает работать, имея на руках сценарий развития, рассчитанный до 2015 года. Это и есть, ежели угодно, "завещание" Абрамовича.

В окружной администрации по вопросцу о будущем округа никогда не было единства. В ней были представлены "оптимисты" и "скептики".

1-ые верили в экономические перспективы Чукотки и ее вкладывательную привлекательность. 2-ые глубоко сомневались в необходимости предстоящей работы и давали бросить все как есть либо "законсервировать" Чукотку как государственный заповедник, навечно отложив освоение ее ресурсной базы.

По суждениям конъюнктурным либо наиболее глубочайшим - этого мы не знаем - возобладала позиция энтузиастов.

В федеральное правительство ушло обоснование выхода региона на бездотационный уровень к 2015 году.

Кроме освоения ископаемых ресурсов, этому должны посодействовать стройку плавающей атомной электростанции и глубоководного порта, прокладка авто трассы Магадан - Колыма - Билибино - Анадырь.

Округ рассчитывает на синергетический эффект от параллельного развития энергетики, добывающей индустрии и инфраструктуры. Уже через пару лет проект понизит уровень дотационности Чукотки до 30%. Кто эти работы будет проводить?

Не так принципиально.

Самая сущность стратегии в том, чтоб ослабить действие "людского фактора". Он постоянно будет в силе, но регион не должен впадать в фатальную зависимость от того, кто его возглавляет.

Добывающая индустрия будет вгрызаться в недра, оленеводы - пасти стада, хлебокомбинат - печь булки, порты - разгружать суда.

Чукотка станет обычным русским регионом, лишь на краю земли.

Добавить комментарий