
Руслан Байсаров и Игорь Алтушкин, которым сейчас принадлежит ЕПК, на прошлой недельке совсем обновили инвестсоглашение о строительстве жд ветки Кызыл–Курагино, поведали «Известиям» в компании. Строить дорогу компания будет без помощи других, без роли металлургов — «Северстали» и Evraz Group.
ЕПК не могла приступить к разработке Элегестского месторождения более одного года. В июне у нее сменились собственники: совладельцы Российской медной компании Байсаров и Алтушкин выкупили актив у Пугачева. Сумма сделки оценивалась в $600 млн. Через месяц ЕПК объявила о вербовании финансирования у консорциума западных банков — около €2 миллиардов на восемь лет.
Но вопросец о строительстве жд ветки Кызыл–Курагино, нужной для транспортировки угля с месторождения, оставался нерешенным. Длительное время числилось, что у Пугачева есть договоренности о строительстве дороги в консорциуме с «Евразом» и «Северсталью» (угольные месторождения этих компаний находятся по соседству с ЕПК). Но После смены собственников ЕПК оказалось, что никаких обязанностей о разработке консорциума нет. А стройку дороги в одиночку ЕПК могла не осилить.
Еще в летнюю пору новейшие собственники ЕПК называли характеристики финансирования, утвержденные при Пугачеве, действующими: весь проект был должен обойтись в 80 млрд рублей. Из их 49 млрд рублей планировалось навести на стройку стальной дороги (такую же часть обязано было профинансировать правительство за счет Инвестфонда). Еще 30 млрд — на разработку месторождения, запасы которого составляют 849,8 млн т коксующегося угля. Под нужды ЕПК дорога обязана перевозить до 15–18 млн т грузов в год. Но если б к ней присоединились «Евраз» и «Северсталь», ее мощности необходимо было бы расширять приблизительно до 27 млн т.
Сейчас выяснилось, что стоимость дороги Кызыл–Курагино дороже приблизительно на третья часть — 136 миллиардов рублей заместо начальных 98 миллиардов рублей. ЕПК внесла конфигурации в инвестпроект и готова взять огромную часть финансирования на себя — 87 миллиардов рублей, объясняют в компании. Дорога будет на сто процентов запущена в 2016 году. Это будет самый большой проект частно-государственного партнерства: 401 км путей, 117 мостов и тоннелей.
После завершения стройки часть дороги, возведенная за счет средств страны, будет передана в уставный капитал РЖД. Остальная часть тоже достанется РЖД, но на критериях доверительного управления. Этот вариант «позволит гарантировать, что дорога будет общего использования, это чрезвычайно принципиальный момент», говорит замруководителя Росжелдора Леонид Бершанский.
Каким образом собираются вывозить собственный уголь «Северсталь» и «Евраз», пока не совершенно ясно. В «Северстали» отказались от комментариев. В «Евразе» считают, что проект длительный, необходимости заниматься стальной дорогой прямо на данный момент нет. Пока «Евраз» разглядывает возможность транспортировки угля автотранспортом, говорит вице-президент компании Олег Кузьмин.
Представитель РЖД именует новость о том, что решен вопросец со строительством ветки Кызыл–Курагино, «хорошей». Расширение участка Транссиба, который прилегает к данной ветке, тоже одобрено. В октябре возникло постановление правительства о содействии строительству этого участка. Но наиболее детально проект не проработан. Идет речь о участке Междуреченск–Тайшет протяженностью 963 км. Больше 60% его загрузки приходится на уголь.
Из-за масштабных планов угольщиков и металлургов к 2020 году загрузка участка может вырасти в 1,5 раза, напоминают в РЖД. Означает, необходимо его расширить. Это стоит более 72 миллиардов рублей, а 1-ая очередь проекта — 48,9 млрд рублей. Но в бюджете РЖД на 2011–2013 годы на него заложено только 4,4 миллиардов рублей. Это очень не достаточно, молвят в РЖД. Таковой размер финансирования способен покрыть растущие грузопотоки до 2013 года, но не дозволит обеспечить перевозку грузов, генерируемых новейшей линией Кызыл–Курагино, замечают в монополии. РЖД дают поделить финансирование первого шага строительства пополам с государством. Пока решение о паритетном финансировании не принято, а сам вопросец с поиском средств отложен до 2013 года, молвят в РЖД.