
С 20 по 24 ноября к столетию Октябрьской революции в Столичном губернском театре поставили творческий проект «Возрождение. Накануне. 1916–2016». Он был приурочен к юбилейной дате, которую будут отмечать в последующем году. Одной из задач проекта стала попытка разобраться силами театрального искусства в причинах Октябрьской революции и осмыслить ее последствия.
Заместитель русского министра культуры Александр Журавский выделил, что инициатива управления Губернского театра в организации проекта чрезвычайно значима, также отметил значимость поднятой темы. По его словам, театральное место — это место актуальности, и поддержанный министерством проект не заканчивается ноябрем 2016 года, а будет продолжен и расширен и в 2017 году с трансляцией на остальные площадки.
Четыре драматурга и девять режиссеров в процессе работы лаборатории представили свои работы на означенную тему перед проф жюри, в которое вошли худрук МГТ Сергей Безруков, драматург и режиссер Николай Коляда, театровед Нина Шалимова, ректор РИТИ (ГИТИС) Григорий Заславский, худрук Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов, театральный критик Ольга Галахова, театральный обозреватель Елизавета Авдошина.
— Мы, как и почти все, ждем 2017 год с неким волнением — история нередко идет по спирали, а время от времени повторяется, и тем важнее накануне столетней годовщины этого действия осмыслить его предпосылки. Мы обогнали всех, к тому же потому озаглавили проект «Возрождение. Накануне». Хотелось осмыслить, что было накануне, что привело нашу страну к революции, — заявил, комментируя проект Сергей Безруков.
Николай Коляда также отметил своевременность проведения такового проекта.
— Действия тех пор по сути не осмыслены. А они относятся к каждой семье. И к моей, к деду, родителям. К тому, как они жили и работали. Всё идет из 1917 года, — отметил он.
Единственным победителем посреди драматургов в рамках проекта стал Владимир Зуев из Екатеринбурга с пьесой «Восемь». В ней рассказывается о крайних днях жизни семьи Романовых. Владимир Зуев, ученик Николая Коляды, задумчиво изучил все вероятные материалы о судьбе королевской семьи на Урале. Он ездил в Алапаевск, в монастырь у рудника Нижняя Селимская. Также драматург употреблял материалы следствия, которое инициировала армия Колчака, дневники Елизаветы Федоровны, ее переписку с сестрой Александрой Федоровной и Николаем II.
Жюри решило советовать пьесу к постановке в МГТ. Ее режиссером станет Анна Горушкина.
Благодарность и поощрительную премию за роль в конкурсе получили также финалисты конкурса Юлиана Лайкова, режиссер (отрывок из пьесы «Дни Турбиных»), Александра Протасова, режиссер (отрывок из пьесы «Циники» А. Мариенгофа), Ольга Стороженко, режиссер (показ пьесы «Багровый свет снегопада» по сценарию В. Мотыля), Александр Баркар, режиссер (показ пьесы «Вечный бунт» Н. Кулиша) и Рафис Залелетдинов — за режиссерский показ пьесы «Батум» М. Булгакова.
Не считая того, жюри рекомендовало к постановке в МГТ режиссерскую заявку Рафиса Залелетдинова по пьесе «Батум» М. Булгакова.
Проект был реализован Фондом поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова и Столичным губернским театром при поддержке Министерства культуры РФ.