
— Сегодня отмечается День дипломатического работника. Действия ближайшего времени — высылка наших дипломатов из США, убийство русского посла в Турции, попытка вербовки нашего дипломата в Америке — свидетельствуют, что профессия дипломата из кабинетных бесед респектабельных людей, строго придерживающихся протокола, преобразуется в очень страшную работу, иногда сравнимую с игрой без правил. Как, на ваш взор, поменялась работа дипломата? Собирается ли Наша родина усилить меры по обеспечению сохранности дипломатов за рубежом?
— Во все времена профессия дипломата была связана с риском для жизни. Очевидно, сегодня в критериях всплеска опасности интернационального терроризма она не становится безопаснее. В здании Министерства иностранных дел установлена мемориальная доска с фамилиями тех, кто умер при выполнении служебного долга. Лишь за крайние годы скорбный перечень пополнили сотрудник посольства Рф в Абхазии Дмитрий Вишернев и его жена, работавший в миссии ООН по содействию Афганистану Вадим Назаров, посол Рф в Турции Андрей Карлов.
Нашим сотрудникам нередко приходится работать в очень непростых критериях, а время от времени — в откровенно враждебной обстановке. В числе примеров — масштабная высылка из США. Это была антироссийская судорога уходившей администрации Барака Обамы. Но такового рода деяния, также вербовочные подходы, сопровождаемые шантажом и опасностями, не уникальность и в остальных странах — не лишь в Соединенных Штатах.
Сейчас мир стремительно изменяется. В данной связи на дипломатов ложится крупная ответственность по решению сложных и многоплановых задач, связанных с действенной реализацией утвержденного президентом Владимиром Путиным внешнеполитического курса, защитой интересов Рф и ее людей. Потому наши сотрудники должны обладать широким кругозором, глубокими разносторонними познаниями не только лишь в области интернациональных отношений, да и экономики, права, культуры. Залог фуррора — стремление к неизменному самосовершенствованию, готовность идти в ногу с течением времени.
Непременно, мы повсевременно работаем над усилением физической сохранности и проф защищенности дипломатов за рубежом. Совершенствуется подготовка служащих службы дежурных комендантов, костяк которой составляют кадровые пограничники. В неких странах с высочайшей степенью риска с согласия местных властей работают бойцы русских спецподразделений. Во почти всех государствах прибегаем к услугам местных личных охранных компаний.
После катастрофы в Анкаре в согласовании с поручением президента Рф в межведомственном формате разработаны доп мероприятия по обеспечению сохранности наших загранучреждений и персонала. Идет речь о целом комплексе мер по усилению физической, инженерно-технической защиты, контролю оперативной обстановки вокруг наших диппредставительств.
— В ходе выборов президента США отчетливо проявился раскол в южноамериканском истеблишменте. Выборы Барака Обамы восемь годов назад либо Джорджа Буша-младшего сначала XXI века прошли сравнимо расслабленно. И вдруг таковой всплеск чувств на выборах 2016 года. Почему таковая реакция? Есть какие-то глубинные предпосылки?
— Детальный разбор причин, определивших настолько чувственный нрав прошедшей президентской кампании в США, относится скорее к сфере деятельности исследователей — ученых-американистов, политологов и историков. Уровень прикладной аналитики в нашем министерстве обычно высок, но нацелена она прежде всего на решение задач, связанных с развитием межгосударственных отношений.
Выстраивая диалог с американской стороной, мы, очевидно, пристально отслеживаем и учитываем главные тенденции социально-политической жизни США, также их влияние на линию страны на интернациональной арене. Разумеется, что посреди американских людей в ближайшее время растет запрос на перемены как во внутренних делах, так и в части взаимодействия с наружным миром. Это стало принципиальным фактором, обеспечившим победу на президентских выборах кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа. Но определенная часть политической элиты из проигравшего лагеря (не лишь) так ожесточилась в процессе избирательной кампании с ее сверхвысокими ставками, что, похоже, заложила для себя целью полную обструкцию действиям новейшего президента. Думаю, что южноамериканское общество владеет достаточной степенью зрелости для удачного решения стоящих перед ним заморочек и сумеет отыскать адекватные ответы на внутренние трудности и вызовы.
Со собственной стороны готовы работать с администрацией Дональда Трампа по всей повестке дня российско-американских отношений на базе принципов равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг дружку. Исходим из того, что развитие конструктивных взаимовыгодных двусторонних связей способно принести настоящую пользу народам Рф и США, оказать положительное действие на ситуацию в мире.
— НАТО активно разворачивает новейшие воинские подразделения в Польше и странах Прибалтики поблизости границ Рф. Разъясняется это «возможной злостью России». По вашему мнению, это просто еще одна провокация либо желание отвлечь внимание от остальных, наиболее небезопасных и дестабилизирующих проектов НАТО близ наших границ?
— Осуществляемые альянсом деяния в прилегающих к русским рубежам регионах, непременно, носят провокационный и дестабилизирующий нрав. Это и упомянутое развертывание доп военных контингентов блока в Польше и Прибалтике — причем уже ведутся дискуссии о способности подобных присутствий союзников на местности остальных государств Восточной Европы, а именно, в Болгарии и Румынии. И поочередная реализация отдельными странами — членами блока государственных планов по модернизации вооруженных сил и строительству новейшей военной инфраструктуры. И значимый рост масштабов и количества натовских учений поблизости наших границ. Особенное беспокойство вызывает продолжающееся стройку ПРО США в Европе, настоящая антироссийская нацеленность которой у нас никогда не вызывала колебаний.
Таковым образом, взятый в НАТО «старый новый» курс на сдерживание Рф, включая одностороннее решение о полной заморозке практического сотрудничества с нами по гражданской и военной линиям, ведет к росту недоверия и подрыву имеющегося баланса сил на европейском континенте.
Ведем плотный мониторинг текущей и многообещающей военно-политической ситуации в Европе. Будем придерживаться комплексного подхода, направленного на обеспечение надежной защиты границ и государственных интересов Русской Федерации. Подходящим образом выстраивается и русская ответная линия на возникающие опасности, предпринимаются шаги по нейтрализации возможных и настоящих угроз. Россия — страна мирная. Но наше миролюбие основано на возможности обеспечить сохранность родины в хоть какой ситуации.
Поочередно выступаем за скорейшую деэскалацию военно-политической ситуации в Европе. Направили внимание, что в одном из собственных недавних интервью генсекретарь Йенс Столтенберг наконец признал, что Наша родина не представляет конкретной опасности для НАТО. Хотелось бы надеяться, что в конечном итоге возобладает здравый смысл и запугивание «угрозой с Востока» в угоду политической конъюнктуре уйдет в прошедшее.
— Тема конфликта на юго-востоке Украины и Минских соглашений. Ситуация там по-прежнему остается взрывоопасной. Можно ли ждать в последнее время прогресса в урегулировании этого конфликта и возможны ли какие-то кандидатуры Минским договоренностям?
— В крайние дни обстановка на юго-востоке Украины резко обострилась. Ответственность за новейший виток эскалации ситуации несут конкретно конструктивные и националистические силы в Киеве. Это документально подтверждается отчетами Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. «Горячей зоной» стала фактически вся линия соприкосновения. В итоге обстрелов ВСУ есть жертвы посреди мирного населения, разрушаются объекты социальной инфраструктуры. Почти все люди остались без воды, света и тепла.
Налицо наигрубейшее нарушение Украиной собственных обязанностей по Минским соглашениям, делать которые она, судя по всему, не собирается. Заместо усилий по достижению устойчивого мира киевские власти упрямо пробуют достигнуть военного решения конфликта. Чем заканчивались для их подобного рода авантюры в 2014-2015 годах, отлично понятно.
Деяния Киева подтверждают его нежелание сделать выбор в пользу мирного решения заморочек. В целом возникает вопросец, как украинские власти лицезреют путь к миру в собственной стране, ежели они поочередно уничтожают людей, которых как бы считают гражданами. Ежели киевские правители вправду желают урегулирования конфликта, выход у их один: немедля прекратить вооруженные провокации, соблюдать имеющиеся договоренности о перемирии и приступить наконец к выполнению всех положений минского «Комплекса мер», в том числе касающихся политических качеств урегулирования.
Кандидатуры Минским договоренностям нет. Наши контакты с забугорными партнерами, сначала по «нормандской четверке», также с США демонстрируют, что даже при всех расхождениях во взорах на ситуацию на Украине мы едины в необходимости диалога меж сторонами в конфликте в целях поиска согласия и компромисса.
Что касается перспектив, то «мяч» — на стороне Киева. Никто за украинские власти не в состоянии выполнить политические требования минского «Комплекса мер» — принять закон о особенном статусе, о проведении в Донбассе местных выборов, провести конституционную реформу. Идет речь о шагах, имеющих ключевое значение для заслуги мира на Украине.
— Для людей Рф визы в Грузию не требуются. Готова ли Москва пойти на отмену виз для людей данной страны?
— Грузия отменила визы не только лишь для россиян, да и для людей еще приблизительно 100 государств мира, при этом большей частью — в одностороннем порядке. Такая рядовая практика стран, стремящихся привлечь иностранных туристов. Но в современном мире, где стремительно растут террористические и остальные опасности, нельзя рассчитывать на «автоматическую» взаимность в визовых вопросцах.
К примеру, обитатели Евросоюза еще в 2006 году получили возможность ездить в Грузию без виз. Но только в 2012 году Брюссель согласился начать переговоры о визовой либерализации для грузинских людей. Был составлен подробный план действий, предусматривавший, посреди остального, и корректировку государственного законодательства, о выполнении которого Грузия часто отчитывалась. Пару лет Брюссель систематически и тщательно работал с Тбилиси по полосы законодателей, внешнеполитических ведомств, остальных профильных органов исполнительной власти. И лишь на данный момент этот процесс приближается к завершению.
Схожую масштабную работу меж Россией и Грузией нереально сделать в отсутствие дипломатических отношений, разорванных режимом Саакашвили.
Президент Рф Владимир Путин заявил, что возможность введения безвизового режима с Грузией на взаимной базе не исключается. Мы остаемся открытыми для совместной всесторонней проработки связанных с сиим вопросцев.
Напомню, что в декабре 2015 года мы значительно либерализовали порядок заезда для людей Грузии. Сейчас они могут без ограничений посещать нашу страну по приглашению личного лица, организации либо повсевременно живущего иностранца. За прошедший год число виз, выданных нашей секцией интересов в Тбилиси, практически удвоилось. В текущее время готовим визовые упрощения для экипажей самолетов, выполняющих рейсы меж нашими странами.
— Как Наша родина лицезреет пути выполнения положений резолюции Совета Сохранности ООН №2254 по Сирии? Замечаете ли вы подвижки в отношении заинтересованных сторон к вопросцу о будущем президента Башара Асада? Есть ли конфигурации в позиции Рф по этому вопросцу?
— Единогласно принятая резолюция 2254 СБ ООН остается главным элементом международно признанной базы сирийского урегулирования. Она описывает приоритетные направления многосторонних усилий на сирийском направлении, придает международно-правовой вес коллективной работе по подготовке переговоров меж правительством Сирии и всем диапазоном сирийской оппозиции. Сразу открывает путь к формированию широкого антитеррористического фронта под эгидой ООН с опорой на всех, кто на земле противоборствует террору, включая армию Сирии.
В принятой резолюции отражен наш принципиальный подход к путям разблокирования сирийского кризиса, заключающийся в том, что лишь сирийский люд без вмешательства извне может найти свое будущее. Это полностью относится и к судьбе президента Сирии Башара Асада.
Наша линия не подлежит конъюнктурным изменениям. Повторю — только гражданам САР решать, в которой стране им жить и кому стоять во главе страны.
— Арабские СМИ докладывают, что при посредничестве Рф ведутся переговоры меж представителями Дамаска и сирийских курдов на базе Хмеймим о федерализации страны. Ежели такие переговоры вправду ведутся, то какова позиция Рф по этому вопросцу?
— Российская сторона прилагает усилия по налаживанию взаимопонимания меж правительством САР и сирийскими курдами в интересах сохранения единой Сирии. В июне–декабре 2016 года при русском посредничестве состоялось четыре раунда таковых контактов, в процессе которых сирийская правительственная делегация вела прямой либо опосредованный диалог с представителями политических и публичных структур сирийских курдов, в том числе когда возникала таковая необходимость, — с управлением курдских отрядов самообороны.
Считаем таковой межсирийский диалог полезным. Отмечаем наличие сурового потенциала для заслуги договоренностей, о чем свидетельствует существенное число точек соприкосновения в позициях сторон, и конструктивные подвижки, которые мы смотрим в ближайшее время.
Курдский вопросец является стержневым для сохранения сирийской государственности и перспектив всеобъятной стабилизации на Ближнем Востоке. Наша уплотненная вовлеченность в дела региона, продиктованная интересами восстановления там стабильности и искоренения очага интернационального терроризма, подразумевает продолжение усилий по содействию поискам нужных компромиссов, которые дозволили бы всем этноконфессиональным группам сирийского населения жить в мире и согласии и ощущать себя уютно в единой стране.
— Напряженность в Ливии наращивается. В согласовании со Схиратскими соглашениями состав ливийского правительства государственного согласия должен быть одобрен парламентом, проводящим заседания в Тобруке. До этого времени этого изготовлено не было. Как Наша родина оценивает ситуацию в Ливии и хочет ли содействовать нормализации обстановки в данной стране?
— Наш безусловный ценность — сохранение суверенитета и территориальной целостности страны. Заинтересованы в том, чтоб Ливия как можно быстрее вышла из затянувшегося кризиса, вновь стала процветающим государством, опирающимся на прочные муниципальные университеты, дееспособную армию и силы правопорядка, вернула статус принципиального игрока на региональной арене.
Приветствовали подписание в марокканском городке Схирате в декабре 2015 года политического соглашения по характеристикам государственного примирения. Поддержали принятие резолюции 2259 СБ ООН, закрепившей схиратские договоренности в качестве главного элемента урегулирования ливийского кризиса. Конкретно с нашей подачи в нее были внесены положения, обеспечивающие инклюзивный нрав политпроцесса.
С того времени прошло более одного года, но ситуация к лучшему не поменялась. Сделанные на базе Схиратского соглашения президентский совет и Правительство государственного согласия так не смогли начать всеполноценно работать. Не выполнены и определенные схиратской «дорожной картой» главные задачки переходного периода — не завершена работа над текстом конституции, не проведены всеобщие выборы, по итогам которых должны были быть сформированы неизменные органы власти. При всем этом палата депутатов в Тобруке отрешается признавать кабинет министров в связи с тем, что в нем не представлены все ливийские политические силы.
Противоборство меж Триполи и Тобруком привело к фактическому параличу всей системы управления. Вследствие этого усугубляются социально-экономические трудности. На фоне вакуума власти в неких районах сохраняется присутствие ИГ и «Аль-Каиды» (запрещены в Рф. — «Известия»), не понижается активность связанных с ними местных экстремистских группировок.
Убеждены, что решить делему получится лишь в этом случае, ежели к работе органов власти на всех уровнях будут привлечены представители широкого диапазона общественно-политических сил, племенных и региональных групп.
Разумеется, что решать судьбу страны должны сами ливийцы. Пробы навязывать им готовые решения считаем контрпродуктивными. Совместно с тем нужно продолжать тщательную системную работу с обоими центрами силы в Ливии — и с Триполи, и с их оппонентами в Тобруке, подталкивая к преодолению внутренних разногласий, поиску взаимоприемлемых решений по всем спорным вопросцам и характеристикам государственного примирения. Конкретно такую сбалансированную линию будем и впредь поочередно проводить.
О значимости налаживания конструктивного диалога повсевременно говорим и нашим западным партнерам, и спецпредставителю Генсекретаря ООН по Ливии Мартину Коблеру, и самим ливийцам — тому же Халифе Хафтару, находившемуся в Москве в ноябре 2016-го, также председателю палаты депутатов Ливии Акиле Салеху, который приезжал к нам в декабре прошедшего года. В аналогичном ключе ведем работу с властями в Триполи.
:
Лавров воспримет роль во встрече глав МИД «группы двадцати»
Лавров: «Мы заинтересованы, чтоб Украина стала удачным государством»
Лавров обсудил с фаворитами сирийской оппозиции перспективы урегулирования конфликта в САР