Современная торговля нефтью - это в основном торговля фьючерсами (другими словами обязанностями на поставку), а не "живым" продуктом. По данным Петерсоновского института мировой экономики в Вашингтоне, дневной размер торгов фьючерсами в 2009 году был в 15,3 раза выше дневного употребления нефти в мире (в 2002-м - всего в 4,5 раза). Но практически третья часть нефти не выходит на мировые рынки и потребляется в странах, где цены регулируются правительствами.
Таковым образом, размер фьючерсных торгов превосходит настоящие объемы рыночных сделок с фактически нефтью в 22-25 раз.
Потребление нефти в мире за 2000-2008 годы подросло только на 10,9%, в то же время добывающие мощности возросли на 16,4%, а доказанные запасы - на 22,8%. Но на этом "умеренном" фоне цены иррационально взлетели с 25 до 147 баксов за баррель, либо в 5,7 раза. И После того как Америка в 2008-м заплатила за импортируемую нефть в 4,1 раза больше, чем в 2002-м, демократы сочли, что ситуацию необходимо поменять.
В рамках денежных реформ, проводимых администрацией Барака Обамы, внесены и в марте-мае 2010 года прошли как палату представителей, так и сенат т. н. Wall Street Reform and Consumer Protection Act и Wall Street Transparency and Accountability Act, способные (ежели они будут доработаны согласительными комиссиями и подписаны президентом) уменьшить размер спекулятивных сделок на рынке как минимум в три раза.
На данный момент трудно оценить, как это воздействует на цены, но удар по ним быть может суровым. Ежели учитывать, что издержки по добыче нефти составляют в продвинутых странах от 12 до 30 (в случае эксплуатации нефтеносных песков) баксов за баррель, в Рф - 4,5-5, а на Ближнем Востоке - всего 2,6-3,2 бакса, потенциал понижения есть - вероятнее всего, до спектра 45-60 баксов за баррель, который востребует от нефтяных "жирных котов" на Западе новейших технологий, подстегнет восстановление настоящего сектора повсюду в мире и поставит на место зар-вавшиеся власти петрогосударств.
Не будем забывать, что После того, как нефть на глобальных рынках в 1973-1980 годов подорожала в текущих ценах с 4,75 до 37,42 бакса за баррель, ей потребовалось 24 года (да к тому же война в Ираке), чтоб возвратиться - в обесценившихся за это время практически вполовину баксах - к этим же значениям.
Ситуация утежеляется тем, что в сегодняшнем понижении цен заинтересован не только лишь весь развитый мир, да и Китай - самая большая индустриальная база планетки. А позиции добывающих государств не так и высокопрочны: как и на рубеже 1970-1980-х, их экономные расходы и долги в крайние годы росли скорее, чем поступления от реализации сырья, а экономика никак не диверсифицировалась.
История Рф крайних лет обосновывает правоту президента Медведева: при 140 баксах за баррель модернизация невозможна. Ее не выручат никакие комиссии и комитеты.
Но, может быть, нам поможет Америка?
Не инвестициями в индустрия не консультациями по способам сотворения новейшей Кремниевой равнины, а конструктивной борьбой с тем пузырем, который задавливает модернизацию Рф?