Создатели доклада отмечают, что к началу этого года майские указы Владимира Путина (пакет указов социальной направленности, подписанный им в день вступления в должность президента, 7 мая 2012 года) стали основной парадигмой гос социально-экономической политики. Это пробуют применять в собственных интересах отдельные руководители субъектов РФ, оправдывая ими растущий недостаток региональных бюджетов. В то же время федеральные чиновники заранее пробуют дистанцироваться от указов, выражая колебание в их выполнимости.
В исследовании приводятся оценки зампреда Счетной палаты Валерия Горегляда, который в сентябре прошедшего года заявил о "высоких рисках недостижения поставленных указами целей", и министра экономического развития Алексея Улюкаева, который в декабре на совещании у Дмитрия Медведева указал на невозможность реализации указов Владимира Путина при росте ВВП наименее 5,3%, что при сегодняшней экономической ситуации нереально. Через некоторое количество дней Владимир Путин ответил всем скептикам на конференции "Общероссийского народного фронта", заявив, что "майские указы могут и должны быть выполнены русскими властями".
И что недостаточные темпы экономического роста не могут служить оправданием для их неисполнения.
Аналитики ЦПИ в связи с сиим считают вероятным говорить о том, что выполнение майских указов возводится президентом в статус "национальной цели".
И на заседании Госсовета в конце прошедшего года он направил внимание на признаки ежели не явного противодействия ей, то как минимум непрофессионализма управления отдельных регионов, на которые в связи с указами легла суровая финансовая перегрузка: "Не все регионы активно врубились в работу над выполнением указов 2012 года. Кое-где виной тому конкретные предпосылки.
А кое-где налицо явные упущения и промахи". Специалисты считают, что саботаж выполнения майских указов со стороны региональных властей станет одной из основных обстоятельств отставок посреди губернаторов, хотя пока президент настроен на дифференцированный подход к чиновникам из отстающих от плановых цифр регионов.
В качестве 1-го из критериев оценки работы губернаторов аналитики ЦПИ разглядывают эффективность региональных бюджетов. Они указывают, что для этого употребляется система мониторинга главных характеристик эффективности (КПЭ) выполнения бюджетов.
В ней описываются выполнение доходной и расходной частей бюджетов, межбюджетное регулирование, источники финансирования недостатка и т. д. Отдельным аспектом выступает способность региональных властей увеличивать эффективность расходов собственных бюджетов, для оценки которой Минфин утвердил специальную методику на базе 3-х групп индикаторов: "обеспечение сбалансированности и стойкости региональных и местных бюджетов", "внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов гос власти" и "повышение эффективности распределения экономных средств". Серьезное применение данной системы региональными властями могло бы существенно повысить прозрачность и, соответственно, эффективность их бюджетов.
Но на самом деле достоверная информация о экономных транзакциях субъектов РФ поступает с огромным опозданием либо не поступает совсем, отмечают исследователи.
На это жалуются даже аудиторы Счетной палаты. Иным методом оценить эффективность региональных бюджетов может стать анализ динамики и свойства экономных недостатков.
В феврале министр регионального развития Игорь Слюняев заявил, что консолидированный долг субъектов РФ на 1 января 2014 года составил впечатляющие 1,738 трлн рублей.
С недостатком завершили прошедший год 77 регионов из 83 (93%), год назад 67. Другими словами налицо суровое ухудшение макроэкономической ситуации.
И в наиблежайшие три года задолженность субъектов федеральному центру продолжит расти угрожающими темпами, по расчетам аналитиков ЦПИ, к 2017 году она вырастет еще на 1,8 трлн рублей, до 3,5 трлн рублей.
Но, как отмечают создатели доклада, у 56 из 83 субъектов РФ (67,5%) экономный недостаток не превосходит 10 миллиардов рублей, таковым образом, от их управления требуются сначала "финансовая дисциплинированность и очень умеренный подход к завышению расходов по уже согласованным статьям".
Хорошей, а на самом деле, единственно вероятной политикой в текущей экономической конъюнктуре для их становится минимизация убытков. Фаворитами посреди русских регионов по размерам недостатка бюджета в 2014–2016 годах, по прогнозам профессионалов, будут Свердловская область (недостаток 77,3 миллиардов рублей за три года), Красноярский край (58 миллиардов рублей), Ханты-Мансийский автономный округ (57,3 миллиардов рублей), Столичная (56,3 миллиардов рублей) и Челябинская (41,3 миллиардов рублей) области, Пермский край (40,1 миллиардов рублей).
В этот антирейтинг исследователи не включили огромнейших должников городка федерального значения Москву (373,4 миллиардов рублей) и Санкт-Петербург (112,8 миллиардов рублей), так как их экономные дела с федеральным центром имеют свою специфику. Естественно, что возглавляют перечень промышленно развитые регионы или регионы, в каких есть большие городка либо города-миллионники.
Потому наиболее ясная картина складывается, ежели откалибровать регионы по недостатку на душу населения. Тогда в антилидеры выходят Сахалинская (47,9 тыс.
рублей на человека за три года) и Мурманская (41,6 тыс.
рублей) области, ХМАО (36,7 тыс.
рублей), Республика Саха (Якутия) (29,6 тыс. рублей) и Коми (28,4 тыс.
рублей). В конце концов, специалисты ранжируют субъекты по динамике недостатка бюджетов в 3-х летней перспективе.
Семь регионов посреди огромнейших должников хотят уменьшить свои недостатки Красноярский край, ХМАО, Столичная область, Башкортостан, Краснодарский край, Новосибирская и Ленинградская области. И девять нарастить.
Это Челябинская область, Пермский край, Иркутская, Кемеровская, Мурманская области, Татарстан, Оренбургская область, Коми и Сахалинская область. При этом Татарстан и Сахалинская область прирастят свои заимствования у федерального центра наиболее чем вдвое по сопоставлению с 2013 годом.
Это вызывает тем больше вопросцев, что оба региона владеют значимой ресурсной рентой.
Раздельно создатели доклада выделяют ХМАО, который также занимает фаворитные позиции в антирейтингах. Практически за несколько крайних лет регион, в каком добывается больше 50% русской нефти, перевоплотился из региона-донора в должника.
Так что декларируемая положительная динамика его недостатка в таковых критериях не играет большой роли. По мнению профессионалов, без коренного конфигурации ситуации губернатор округа Наталья Комарова станет одной из первых кандидатов на отставку.
Заместитель гендиректора Центра политической инфы Алексей Панин считает, что ежели региональные власти не озаботятся увеличением эффективности и прозрачности собственных бюджетов, то скоро может последовать смена управляющих более проблемных регионов. Вправду, текущие экономные процессы объективно сузивают регионам место для маневра.
Но это не повод садиться на шейку федеральному центру. Далековато не все регионы владеют суровой ресурсной базой, но остаются в числе доноров.
Потому появляются полностью определенные вопросцы к эффективности и прозрачности бюджетов дефицитных регионов.
Тем паче тех, которые еще не так давно были донорами. Для Владимира Путина выполнение майских указов это принципиальный момент.
И ежели не будет зримого увеличения эффективности и прозрачности экономных расходов, их будут реализовывать остальные люди, выделил эксперт. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов не считает недостаток бюджета признаком финансово-экономической беспомощности региона.
Дефицитный бюджет не означает, что он неэффективный.
Это моя принципиальная позиция.
Я 17 лет работаю и постоянно принимаю дефицитный бюджет. Я считаю, что принимать бюджет с профицитом это нечестно к своим людям.
Бюджет постоянно должен быть напряженным. Это проще всего принять профицитный бюджет и выполнить его на 140%.
В чем тут награда?
недоумевает чиновник.
1-ый зампред комитета ГД по госстроительству, член "Общероссийского народного фронта" Вячеслав Лысаков (фракция "Единая Россия") согласен с необходимостью увеличивать экономную дисциплину в регионах и уверен, что неготовые к этому руководители рискуют своим политическим будущим.
Мы ведем публичный контроль экономных трат в регионах.
На том же Сахалине куча безобразий. Губернатор Александр Хорошавин закупал авто и вертолеты, выстроил вертолетную площадку рядом со собственной резиденцией, заявив, что она для мед целей.
Мы достигнули, чтоб Счетная палата проверила бюджет области.
Неадекватное внедрение экономных средств будет иметь последствия для политического грядущего глав регионов, выделил парламентарий.
Управляющий департамента региональных исследований Центра политтехнологий Ростислав Туровский считает, что в зоне риска находятся главы всех неблагополучных регионов.
В сегодняшней ситуации все регионы стают уязвимыми.
Вопросец лишь в том, какие могут быть политические жертвы. Но финансово-экономические трудности могут стать настоящей опасностью сначала для управляющих, которых не устраивают какие-то федеральные группы влияния либо в регионах которых имеется неуравновешенная элитная ситуация.
Тут политика важнее экономики, так что денежные трудности будут употребляться быстрее как предлог, считает политолог.