
В Газпромбанке заинтересовались проектом строительства металлопрокатного завода на Большом камне в Приморском крае. В банке считают его довольно многообещающим.
— Да, это увлекательный проект. В перспективе, ежели мы увидим весь цикл и спрос, а это особая судовая сталь, таковая неповторимая вещь, которую будут применять на практическом предприятии, естественно, будем разглядывать этот проект. Но это вопросец не нынешнего дня, — заявил «Известиям» 1-ый вице-президент Газпромбанка Алексей Белоус.
Пока, по словам собеседника, банк хочет финансировать строительство жилья для будущих работников судоверфи «Звезда». Напомним, что верфь «Звезда» наряду с несколькими иными судостроительными площадками входит в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), который принадлежит консорциуму «Современные технологии судостроения», сделанному Газпромбанком и «Роснефтью».
«Роснефть» дает выстроить металлопроизводящий и металлообрабатывающий комплекс, продукция которого будет употребляться на судостроительном заводе «Звезда». О этом говорилось на совещании по судостроению под председательством президента Рф Владимира Путина.
В процессе совещания русский президент предложил обсудить вопросец поставок металлопроката на предприятие. Он напомнил, что размер металлообработки на «Звезде» составит около 330 тыс. т в год.
— Чрезвычайно принципиально, чтоб таковой большой спрос покрывался прежде всего российскими металлургами. Совместно с тем эти поставки должны быть экономически целесообразными. Нужно учесть плечо доставки и остальные логистические индивидуальности, — отметил Владимир Путин.
Он напомнил, что профильным министерствам было доверено проработать этот вопросец. В Минпромторге «Известиям» не предоставили оперативного комментария по этому вопросцу.
По словам Игоря Сечина, пригодный участок под металлургический завод площадью 400 га уже подобран — на расстоянии около 100 км от компании. Сейчас требуется маленькая помощь в его оформлении.
— У Газпромбанка есть удачный опыт работы с схожими проектами — на критериях проектного финансирования он кредитовал ряд больших производственных объектов в нефтегазовой сфере и электроэнергетике. Основной энтузиазм Газпромбанка — вхождение в капитал проекта как стратегического инвестора. В дальнейшем, при выходе завода на самоокупаемость, можно будет получать дивиденды или выгодно реализовать долю, — считает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.
Но, как считают специалисты, о успехе компании говорить пока рано. По словам директора группы корпоративных рейтингов аналитического агентства АКРА Максима Худалова, близость к Китаю наращивает опасности для русских поставщиков слябов на предприятие, так как цены будут испытывать давление со стороны дешевенького китайского экспорта.
— Таковым образом, говорить о конкретной рентабельности завода во Владивостоке нельзя, требуется осознать условия поставок сырья на него. Еще выгоднее было бы достигнуть для судоверфи специального тарифа, который бы сделал транспортировку плоского проката до нее наименее затратной. К примеру, транспортировка железного проката из Магнитогорска во Владивосток обойдется сейчас в 4500–5000 рублей за тонну, либо 10–15% от стоимости проката. К примеру, компенсация РЖД половины тарифа на поставку 330 тыс. т в год позволила бы 18 лет перевозить прокат к верфи на сумму ожидаемых инвестиций, — считает эксперт.
По мнению Максима Худалова, возведение прокатного стана займет до двух лет, однако проектирование и заказ оборудования для завода могут затянуться еще на полтора-два года.
— Я бы оценил издержки на стройку на уровне $150–200 млн. На мой взор, потребности завода в 330 тыс. т в год смотрятся завышенными. Весь Далекий Восток в год потребляет 800 тыс. т стали.
По подсчетам аналитика «Финама» Алексея Калачева, ежели исходить в оценке строительства сталепрокатных мощностей из расчета $1000 на тонну мощности (что выше среднего, но учитывает огромные расстояния и высшую сложность логистики), стоимость может составить выше $300 млн. Предприятие полного цикла обойдется в 3–4 раза дороже, но навряд ли имеет смысл вкладывать настолько не мало, исходя из потребностей лишь одной «Звезды». Ежели уж строить новейший меткомбинат, считает эксперт, то необходимо брать в расчет и потребности остальных отраслей Далекого Востока. Быть может, стоит предугадать к тому же создание рельсов для стальной дороги, также компанию производства труб.
Аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин добавляет, что четкие характеристики металлургического завода пока не определены, потому вариантов быть может множество. Обычно, сырьем для маленьких меткомпаний служит лом темных металлов. Однако если комплекс этого не предугадывает (нет сталелитейного цеха, а лишь прокат) и упор делается лишь на русском поставщике, то на Далеком Востоке базируется единственное большое в этом регионе металлургическое предприятие — «Амурметалл». Он работает на ломе, и его мощности по выплавке стали — порядка 1–1,2 млн т в год, при всем этом в 2015 году создание составило 0,54 млн т.
— При всем этом «Амурметалл» находится в стадии банкротства, имеет высшую долговую нагрузку и просит модернизации. Тем не менее его полностью можно было бы разглядывать как кандидатуру проекту строительства стана, переведя его на выпуск судостроительного листа, либо дополнение к нему. Еще источником сырья быть может ГБЖ (горячебрикетированное железо), создание которого налаживает на Далеком Востоке горнорудная группа «Петропавловск», однако оно также просит сталелитейных мощностей, — пояснил Игорь Нуждин.
Эксперт также напомнил, что наиблежайшие поставщики слябов, ежели не брать в расчет Китай, находятся на Урале, а именно, ММК. Еще далее — НЛМК и «Северсталь». В целом в Рф излишек мощностей такового листа, и если логистика дозволяет его везти на Далекий Восток — это было бы также одним из вариантов поставок проката на «Звезду» без строительства метзавода.
Представители «Евраза», «Северстали», ММК и НЛМК отказались комментировать данную тему.
:
Путин поднял капитализацию «Газпрома» на 100 миллиардов рублей