
В крайние годы Наша родина поднимается: укрепляется муниципальная власть, растет экономика, равномерно увеличивается уровень жизни людей, их правовая и соц защищенность. Правительство приступило к реализации приоритетных государственных проектов, призванных коренным образом сделать лучше ситуацию в здравоохранении и образовании, сельском хозяйстве и жилищном строительстве.
Совсем естественно, что меж субъектами Русской Федерации идет конкурентнсть за первенство - по темпам развития, по скорости решения соц заморочек, по вербованию инвестиций и высококвалифицированных профессионалов. В данной гонке фавориты получают поддержку из федерального бюджета, стают наиболее инвестиционно симпатичными и достигают наиболее высочайшего уровня жизни.
Федеральный центр уделяет особенное внимание объединяющимся субъектам федерации, которые, ликвидируя внутренние административные границы, показывают способность отрешиться от устаревших схем муниципального управления, решать сложные социально-экономические задачки и сформировывать подходящий вкладывательный климат. Посреди их - Пермский и Красноярский края и Камчатская область, уже начавшие процесс объединения с автономными округами и получившие как финансовую помощь из федерального бюджета, так и муниципальные гарантии инвесторам, собирающимся вкладывать средства в развитие экономики. На данный момент в этот ряд становится и Иркутская область.
Остановка на старте
В крайние месяцы внимание федеральной власти приковано к Иркутской области. Это логично: в 60-80-е годы XX века Приангарье было одним из более динамично развивающихся регионов Русского Союза, в каком создавалась массивная база для индустриализации всего Востока Рф. Опосля крушения русской системы хозяйствования регион оказался на обочине развития. Перенос добывающих и перерабатывающих отраслей на восток тормознул как раз в Иркутской области, превосходные проекты освоения природных богатств так и остались неосуществленными. Борьба меж разными группировками приангарской элиты, выделение важной сельскохозяйственной местности области - Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - в самостоятельный субъект федерации, плохие пробы слиться - все это мешало развитию экономики и социальной сферы, отпугивало инвесторов.
Тем более большой потенциал Приангарья, в расчете на который строились Иркутская, Братская, Усть-Илимская ГЭС, БАМ, дюралевые и целлюлозные фабрики, сохранился. Невзирая на многолетнюю стагнацию, регион продолжает вносить значимый вклад в экономику страны. По размеру производства область занимает 13-е место в Рф. Приангарье производит 85% общероссийского размера слюды, 53% синтетических смол и пластмасс, 50% азотных удобрений и каустической соды, наиболее трети алюминия, 30% целлюлозы, 10% золота, 9% нефтепродуктов, 7% электроэнергии, 6% угля, 5% стальной руды. Наикрупнейшие в Рф энергоресурсы делают условия для развития энергоемких производств, сначала дюралевой индустрии. Ангарский каскад ГЭС (Иркутская, Братская и Усть-Илимская) - до этого времени наикрупнейший и самый действенный в мире. Базу экономики Иркутской области составляют сырьевые отрасли и первичная переработка сырья. Индустрия региона относительно диверсифицирована: есть машиностроение и металлообработка, отлично развита хим ветвь, аграрный сектор Усть-Ордынского Бурятского автономного округа имеет большой потенциал для развития.
При всем этом по величине валового регионального продукта на душу населения Иркутская область занимает лишь 23-е место. В крайние годы мы практически вдвое отставали по темпам экономического роста от среднероссийских характеристик. В 2005 г. ситуация несколько улучшилась: ВРП области вырос на 4,5%, но отставание все еще существенно - в прошедшем году ВВП страны повысился на 5,8%.
Основная причина низких темпов экономического развития Иркутской области - недостающий приток инвестиций. В текущее время размер инвестиций в основной капитал на душу населения в Иркутской области ниже среднероссийского уровня в 1,7 раза. В 2005 г. по этому показателю регион находился на 9-м месте в Сибирском федеральном окружении. Потому намеченные еще в русские времена проекты освоения природных богатств региона - освоение Ковыктинского, остальных газоконденсатных и Верхнечонского нефтяного месторождений, разработка наикрупнейшей в Рф золотоносной провинции Сухой Лог - пока не начали осуществляться. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", по вкладывательной привлекательности Иркутская область находится на 17-м месте, по вкладывательному риску - на 53-м. Высочайшие вкладывательные опасности соединены с недочетами регионального законодательства, неуввязками криминального и экологического нрава, низкой активностью корпоративного, регионального и городского менеджмента, институциональных инвесторов и коммерческих банков.
Стратегия развития
Основная цель стратегии социально-экономического развития области - перевести ее в разряд опорных регионов Рф, обеспечить увеличение свойства жизни населения и устойчивый экономический рост. Ни то, ни другое нереально без обеспечения стабильного притока инвестиций в экономику. Для нашего региона идет речь не попросту о увеличении притока инвестиций, а о активной вкладывательной политике новейшего объединенного субъекта федерации, о кардинальном прорыве в вербовании инвестиций.
Как уже отмечалось, отставание Иркутской области по темпам экономического роста соединено не с отсутствием потенциала роста, а с его нереализованностью. При всем этом имеется целый ряд преимуществ, которые должны дозволить в корне поменять ситуацию и перевоплотить Приангарье в фаворита экономического и общественного развития Восточной Сибири, в опорный регион обеспечения стратегических интересов Рф в Азии в целом.
Развитие области согласно програмке социально-экономического развития будет проходить по последующим главным фронтам: освоение природно-ресурсного потенциала, развитие инноваторских проектов, включая агропромышленный комплекс, и формирование современного туристско-рекреационного комплекса.
Самыми масштабными являются, естественно, освоение Ковыктинского газоконденсатного и Верхнечонского нефтяного месторождений с следующей переработкой нефти и газа на предприятиях области и экспортом. На нашей местности должен начаться нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", который свяжет месторождения Восточной Сибири и Якутии с портовыми терминалами на Тихом океане. Малые месторождения газа будут употребляться для местных нужд, сельского хозяйства и остальных отраслей. Кроме притока валюты, это создаст условия для развития нашей хим индустрии. Развитие трубопроводного транспорта превратит Приангарье в главный центр для новейших инфраструктурных проектов, связанных с экспортом русской нефти и газа. Освоение нефтяных ресурсов области - это практически $4,5 миллиардов инвестиций в течение 2006-2008 гг., наиболее 10 тыс. рабочих мест и повышение доходов регионального бюджета приблизительно на $20 млн в год. В газодобычу и газопереработку в общей трудности планируется инвестировать $4,5 миллиардов.
Очередной масштабный проект - стройку дюралевого завода в Тайшете, намеченное на 2006-2009 гг. Его мощность будет составлять от 300 до 600 тыщ тонн алюминия в год, что с учетом реконструкции работающих заводов прирастит создание алюминия в регионе в полтора раза.
Разработка месторождения Сухой Лог выведет Иркутскую область в фавориты золотодобычи. Освоение Сухого Лога даст значимый импульс развития не только лишь Бодайбинскому району, где оно размещено, да и Иркутской области в целом. В северных районах области нужно серьезно расширить геологоразведку: на данный момент разведано менее 10% природных запасов Северного Приангарья.
По размерам лесных массивов Иркутская область занимает 1-ое место в Рф, на ее долю приходится 11,5% лесных запасов страны. При всем этом степень переработки древесины в области ниже, чем в среднем во почти всех остальных "лесных" регионах Рф. Вкладывательные проекты в лесной отрасли предугадывают повышение глубины переработки, создание новейших мощностей на лесоперерабатывающих заводах Усть-Илимска и Братска, перепрофилирование Байкальского ЦБК и стройку 26 новейших компаний. Более большим проектом в данной области является стройку новейшего целлюлозного завода компанией "Илим Палп Энтерпрайз". Инвестиции в этот проект составят от $250 млн до $500 млн.
Освоение природных ресурсов даст импульс экономике региона, но ее устойчивое развитие нереально на базе лишь сырьевых секторов. Потому вторым стратегически принципиальным направлением обязано стать становление инноваторской экономики. Условия для этого есть. Иркутская область располагает довольно большим машиностроительным комплексом, флагманом которого является авиационный завод, также массивным научно-образовательным потенциалом, который является одним из наилучших в Сибири. Создание критерий для инноваторской деятельности дозволит освоить создание новейших наукоемких видов продукции для нужд компаний сырьевого сектора (электроэнергетики, нефтепереработки, цветной металлургии).
Одним из более многообещающих направлений развития области является развитие туризма. Уже сейчас Иркутская область занимает третье место опосля Москвы и Санкт-Петербурга по посещаемости туристами: в 2005 году к нам приехали 396 тыщ человек. Каждый год поток туристов возрастает на 30-50%.
Нужно комплексное развитие инфраструктуры туризма на Байкале, естественно, при строжайшем экологическом контроле. Для этого разрабатывается проект сотворения "Рекреационной зоны Байкальской природной местности". В рамках данной программы федеральный центр готов выделить до 6 миллиардов рублей. Правительство берет на себя создание инфраструктуры: дорог, причалов, вертолетных площадок, аэропортов. Остальное - гостиницы, питание, транспорт - должен обеспечить бизнес. Предвидено также развитие спортивного туризма, а именно, стройку горнолыжных трасс. Общественная сумма инвестиций составит наиболее 30 миллиардов рублей.
Реализация программы по развитию туризма на Байкале дозволит к 2010 году прирастить поток туристов до 1 млн человек в год. Таковым образом, туризм может уже в наиблежайшие годы стать одной из самых доходных отраслей иркутской экономики.
Нельзя обойти вниманием и инвестиции в экологию области: не только лишь Байкальская зона, да и промышленные городка, сначала Шелехов, Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское, нуждаются в улучшении экологической обстановки. На экологические программы будут выделяться экономные средства, участвовать в их осуществлении готов и большой бизнес.
Развитие многообещающих секторов экономики Иркутской области просит усилий со стороны страны - как региональных, так и федеральных органов власти. К огорчению, приходится констатировать, что федеральные министерства далековато не постоянно выполняют свои обязательства перед регионами. В данной связи администрации области, депутатам федерального и регионального уровня нужно проявлять настойчивость в решении поставленных задач.
Суммарный размер инвестиций в утвержденные вкладывательные проекты на местности объединенной области - $9,18 миллиардов. Это значит, что в экономику региона будет дополнительно вкладываться наиболее $1,8 миллиардов раз в год, что в два с излишним раза больше, чем в 2004-2005 гг.
В итоге реализации больших вкладывательных проектов, сотворения новейших мощностей в металлургии, лесопромышленном комплексе, строительстве и туристской сфере покажется от 140 до 150 тыщ новейших рабочих мест. Налоговые поступления в бюджет объединенного региона к 2010 г. вырастут на 25-30%. В итоге Иркутская область перейдет из разряда дотационных территорий в регионы-доноры. Воплощение планов предстоящего развития уже в 2011-2015 гг. обязано перевоплотить Приангарье в регион - локомотив Восточной Сибири.
Общее дело страны и бизнеса
Развитие Приангарья, перевоплощение его в опорный регион Рф - общее дело, в каком в равной степени заинтересованы федеральная, местная власть и предпринимательские структуры. При реализации больших вкладывательных проектов, главным механизмом реализации стратегии становится партнерство страны, региональных властей и бизнес-сообщества. Власть обеспечивает бизнесу удобные условия для работы - улучшает законодательство, вносит средства в развитие инфраструктуры, решает социальные трудности, дает гарантии компаниям, вкладывающим средства в общественно важные проекты. Бизнес инвестирует сначала те проекты, которые имеют значение не только лишь для получения прибыли, да и для развития региона. В итоге в выигрыше оказываются все, и сначала население, получающее доп рабочие места и общее улучшение социальной ситуации.
Развитие частно-государственного партнерства в Иркутской области имеет суровые перспективы. Наикрупнейшими работодателями и налогоплательщиками являются ОАО "Русские стальные дороги", "Газпром" и "Роснефть". Работают и большие личные компании - "Российский алюминий", СУАЛ, СУЭК, "Полюс", "Илим Палп Энтерпрайз", "Континенталь Менеджмент", "Мечел", ТНК-ВР. Региональная власть хочет поддерживать рабочие дела со всеми бизнес-группами, вместе с ними разрабатывать и реализовывать экономические проекты. В свою очередь предприниматели должны учесть интересы населения региона и стратегические направления развития Приангарья. Уже есть отличные примеры такового партнерства. К примеру, муниципальная компания "Роснефть" и личная ТНК-ВР сотрудничают в разработке Верхнечонского месторождения. Проекты газификации области, выставленные компаниями "Газпром" и ТНК-ВР, - броский пример частно-государственного партнерства. Есть и компании, совладельцами которых являются правительство и личный бизнес. Пример - "Иркутскэнерго", одна из ведущих компаний региона.
Частно-государственное партнерство дозволит развивать социальную ответственность бизнеса через согласование региональных и бизнес-интересов. В нашей области это в особенности принципиально в связи с неуввязками развития депрессивных территорий, а именно "угольных" городов и районов. Не так давно подписано соглашение меж областной администрацией и компанией СУЭК о ее участии в развитии социальной сферы населенных пт Черемховского угольного бассейна. Согласование интересов властей и бизнес-групп дозволит избежать негативных соц последствий, связанных с конфигурацией экономической конъюнктуры, заблаговременно создать антикризисные и компенсационные программы.
Огромное значение для области будет иметь грядущая газификация: она резко сделает лучше состояние жизни людей, обеспечит экологическую сохранность населенных пт, даст толчок к развитию хим индустрии. Чрезвычайно принципиально также развитие строительного комплекса: программа "Доступное жилище", обширное внедрение ипотеки дозволит значительно расширить мощности строй компаний области. Особенное значение имеет тот факт, что стройкомплекс будет применять запасы качественных строй материалов, имеющиеся на местности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Таковым образом, Иркутская область станет одним из регионов, в каком обкатывается новенькая стратегия регионального развития, основанная на партнерстве муниципальных структур и личного бизнеса. Мы убеждены, что в наиблежайшие годы наш опыт будет нужен и в остальных регионах страны.
Объединение как гарантия развития
Реализация стратегии социально-экономического развития Приангарья будет происходить в объединенном регионе. Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа фактически безизбежно: Усть-Ордынский Бурятский АО - один из основных сельскохозяйственных районов Прибайкалья - находится "снутри" Иркутской области в конкретной близости от главных экономических центров региона - Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского. Его потенциал развития как сельскохозяйственного центра региона не употребляется полностью, в то время как большая часть продовольствия в Иркутск и остальные городка области импортируется. Предпосылки сложившейся ситуации - недочет инвестиций в ветвь и наличие административных барьеров. Развитие вертикально-интегрированных холдингов в АПК может содействовать развитию отрасли в обоих регионах, понижению зависимости Иркутской области от импорта продовольствия.
Иным сектором экономики, на развитии которого может позитивно сказаться снятие административных барьеров, является топливно-энергетический комплекс. В планах развития региона - совместная программа газификации Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Не считая того, угольный бассейн на юге Иркутской области занимает и часть местности Усть-Ордынского Бурятского АО, что просит проведения единой политики в сфере недропользования.
Главными преимуществами объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО для обоих регионов является создание "прозрачной" системы управления регионом и, как следствие, понижение управленческих расходов. Слом административно-территориальных барьеров меж 2-мя субъектами федерации даст доп импульс развитию объединенного Приангарья.
Сложносоставные субъекты федерации не предусмотрены мировым опытом федерализма, они оказались русским "изобретением" периода полураспада страны. За прошедшие годы стала тривиальной очень низкая финансовая, соц и управленческая эффективность. Она разъясняется большими издержками, связанными с бюрократическими согласованиями и межведомственными противоречиями. Ситуация, когда в границах 1-го субъекта федерации находится иной - с подобными органами власти и практически таковыми же возможностями, противоречит здравому смыслу. Объединение регионов и выход Иркутской области из категории сложносоставных субъектов федерации разрешают снять административные и бюрократические трудности, начать административную реформу и устранить дублирование функций в муниципальных органах власти.
Больший эффект от увеличения свойства управления будет в социальной сфере Иркутской области. При незначимых размерах Усть-Ордынского Бурятского автономного округа единство социальной инфраструктуры (в особенности в образовании и здравоохранении) безизбежно, и объединение регионов дозволит повысить качество управления социальной сферой при понижении управленческих расходов.
Ускоренное развитие экономики Прибайкалья, улучшение ситуации в социальной сфере - все это имеет целью увеличение свойства жизни населения. Ради этого должны вместе трудиться работники администрации области, депутаты Законодательного собрания, представители местного самоуправления, бизнес-структуры, активисты политических партий, широкая общественность региона. Совместно мы непременно достигнем поставленных целей.