В течение десятилетий качество подготовки выпускников русских профильных...

В течение десятилетий качество подготовки выпускников русских профильных вузов высоко котировалось не только лишь снутри страны, но и за ее пределами. Но в крайние годы ситуация на рынке становится все наиболее сложный, и сейчас как никогда нефтегазовому комплексу нужно быть готовым к вызовам реалий новейшего времени.

Кто нужен сейчас в «нефтянке»? Более нужными являются спецы по бурению, в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений — конкретно на этих выпускников компании обращают самое пристальное внимание. Но, по данным кадровых агентств, ситуация на рынке труда в нефтегазовом комплексе на сегодняшний момент в целом довольно благоприятная. «По итогам III квартала 2014 года спрос в нефтегазовой сфере был в 1,6 раза выше, чем в I квартале 2013 года. За год (относительно III квартала 2013 года) количество вакансий в этой сфере возросло на 4%, а по сопоставлению с прошлым кварталом — на 49%»,?— анализирует ситуацию Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter.

Как и раньше, ветвь нуждается сначала в высококвалифицированных спецах, и это базисное требование, которое предъявляют работодатели ко всем соискателям. «Во почти всех компаниях сделаны спец технические испытания для юных профессионалов, которые инспектируют базу, полученную в вузе, и показатель отлично пройденных тестов довольно высокий»,?— ведает Наталья Матеркляс, директор подразделения по подбору персонала «Kelly Инженерные ресурсы».

Но есть те, кому работу в нефтегазовой сфере отыскать сейчас не так просто. Наименее остальных нужны выпускники юридических и экономических факультетов нефтегазовых институтов и специалисты, которые желают остаться трудоустроенными обязательно в столице. «По размещенным в 2012 году данным Росстата, рынок труда в данной отрасли никак не насыщен. По данным нашей службы занятости, наиболее 80% наших выпускников трудоустраиваются на отраслевые компании. Московские «офисы» нефтегазовых компаний меньше нуждаются в выпускниках, не имеющих практического опыта работы. Выпускники необходимы «на местах» — в Западной и Восточной Сибири, Урало-Поволжье, на Сахалине и в остальных регионах. Самые нужные специальности — это те, которые конкретно соединены с нефтегазодобычей, обслуживанием нефтегазотранспортных систем, нефтегазопереработкой и т. п.»,?— ведает Владимир Кошелев, проректор по учебной работе РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина.

От теории к практике

«Сегодня не считая проф познаний и навыков чрезвычайно важен потенциал профессионалов, а именно — их способность к постоянному самообразованию (переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»), упругость в освоении новейших технологий, способность быстро принимать решения и брать на себя ответственность за их, достигать поставленных задач и уметь выстраивать дела с людьми как снутри компании, так и вне ее»,?— уверен Илья Иванкин, директор Института нефти и газа Северного (Арктического) федерального института.

Невзирая на высочайший уровень требований, обучаться в нефтегазовых университетах и работать в этой сфере постоянно было престижно. Очень привлекательна тут и финансовая мотивация. «Конкурс посреди абитуриентов у нас чрезвычайно большой. В особенности на факультете хим технологии и экологии, который готовит профессионалов по направлению «Химическая технология», идущих в нефтеперерабатывающую ветвь. Много юных людей претендовало на экономные места факультета разработки нефтяных и газовых месторождений и факультета проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта. По-прежнему держится высочайший конкурс на факультеты экономики и управления и международного энергетического бизнеса»,?— перечисляет Владимир Кошелев.

В Рф наиболее сорока высших учебных заведений готовят профессионалов для нефтегазовой отрасли. Посреди их есть институты, которые имеют долголетний опыт работы, мощные научные школы, не плохое оснащение современным оборудованием. «Но есть университеты, получившие лицензию, но в итоге не дающие нужной подготовки и квалификации студентам»,?— считает Владимир Кошелев.

В 2010 году Наша родина перебежала на уровневую систему подготовки. Профильные университеты отстаивали специалитет — чтоб подготовка инженеров осталась по пятилетней програмке обучения и не пострадала чрезвычайно принципиальная практическая составляющая нефтегазового образования. «Обучаясь по програмке специалитета, студенты имели возможность опосля третьего и четвертого курсов проходить долгие производственные практики. А на ряде специальностей опосля 4-ого курса, когда студенты исследовали большая часть проф дисциплин, у нас были организованы практики, длящиеся по полгода. Студенты получали в таких критериях глубочайшие практические способности и хорошую профессиональную подготовку. И такие спецы постоянно были нужны отраслью. На данный момент, перейдя на бакалавриат, 2-ая производственная практика пропала, что привело к сокращению практической составляющей»,?— сетует проректор.

Сейчас Губкинский институт в качестве приоритетного направления развития на наиблежайшие годы разглядывает расширение подготовки магистров, потому переход на уровневую систему подготовки тут определяют как переход с пятилетней на шестилетнюю систему образования.

Преподаватель — у скважины, студент — за партой

В 2007 году в ведущем русском нефтегазовом вузе задумались, как сделать, чтоб практические способности студенты могли получать в процессе обучения в университете. Сейчас нефтегазовый промысел, нефтегазоперерабатывающий завод, непростая система газонефтепроводов — это в большей степени не люди в спецовках с инструментами в руках, которые крутят задвижки либо стучат молотком, как было полста лет назад, а полностью компьютеризированная система. Современное рабочее место буровика — это комп со сложной системой джойстиков и клавиш, экраны, на которых он лицезреет все характеристики происходящих действий. Подобная схема на нефтеперерабатывающем заводе.

«Мы поразмыслили, а почему нам не сделать схожую схему снутри нашего института? И первыми сделали такую систему виртуальных производств, где моделируются процессы, происходящие в реальных критериях. И студенты разных направлений подготовки вместе решают кейсы, в которые заложены ситуации с реальных объектов нефтегазового производства. Мы также в первый раз стали применять таковой формат дистанционного обучения, когда педагог находится на настоящей буровой и в режиме настоящего времени ведет занятие со студентами, которые в этот же самый момент посиживают в университетской аудитории»,?— ведает Владимир Кошелев. И сегодня, по словам профессионала, Губкинский институт делится этими технологиями обучения и своим опытом с другими отраслевыми университетами.

Будущее за новенькими технологиями

Но в высшем образовании много заморочек, основной из которых является недочет финансирования. Далековато не каждый даже большой университет может для себя дозволить создание схожих виртуальных производств, так как на это нет средств. В 2010 году Губкинский институт в тяжелой конкурентноспособной борьбе получил статус государственного исследовательского института, что отдало ему возможность доп финансирования, за счет которого было приобретено самое современное учебное и научное оборудование, проведена переподготовка научно-педагогического коллектива института, разработаны новейшие образовательные программы.

Еще одна крупная сегоднящая проблема — это практика. Не все студенты могут попасть на производственную практику с предоставлением рабочего места по собственной специальности. И вузы проводят огромную работу с компаниями, чтоб они содействовали в этом. Компании идут вузам навстречу, но берут на практику лишь самых наилучших студентов с высоким средним баллом. «Студенты и преподаватели нередко слабо обладают иностранным языком, чрезвычайно «теоретизированы», лишне консервативны в восприятии новейших технологий»,?— считает Илья Иванкин.

«У нас много не плохих, мощных вузов, которые готовят обученных профессионалов. В целом ситуация с кадрами, я считаю, хорошая,?— считает Иван Грачев, председатель комитета Гос думы РФ по энергетике.?— Но есть трудности, связанные с новыми технологиями. Необходимо, чтоб было больше современных технологий и специалистов, которые ими обладают. В особенности это касается области разведки месторождений — в настоящий момент нам необходимо больше программ, инвентаря в этом направлении». И эту делему законодатель связывает с наукой. По его мнению, сейчас, в особенности опосля введения Западом санкций, Рф необходимо самой создавать новейшие технологии. Для этого принципиально найти научные центры по регионам и закрепить за ними определенное направление исследований, как это было ранее.

Санкции «ударили» конкретно по технологиям. Как молвят спецы, в особенности это касается тех проектов, которые соединены с освоением Арктики. «Я думаю, что это скажется и на темпе, и на уровне разработок наших месторождений. Мы уходим на Север, за Полярный круг, и это просит наличия не попросту профессионалов высочайшего класса, но и современных технологий по освоению месторождений. Пока мы несколько отстаем в этом плане. Ежели будут сокращаться процессы геологоразведки, геофизических исследований, бурения — это может повлечь за собой сокращение численности кадров. Это, естественно, не чрезвычайно отлично для нашего профсоюза»,?— рассуждает Лев Миронов, председатель Общероссийского проф­союза работников нефтяной, газовой отраслей индустрии и строительства. По словам профессионала, 75% нефти и 90% газа сейчас добываются Россией в северных критериях.

«Престиж работы в нефтегазовой отрасли высок, потому у выпускников часто складываются завышенные зар­платные ожидания, но они не постоянно готовы к работе в любом регионе деятельности компании, на новейших месторождениях, где отсутствует развитая инфраструктура, в сложных погодных критериях. Сравнимо низкая заработная плата в вузах по сопоставлению с нефтегазовой отраслью не содействует вербованию многообещающих выпускников и специалистов с производства к преподаванию»,?— обозначил другую суровую делему в отрасли Илья Иванкин.

Бросить юные многообещающие кадры в вузах сейчас чрезвычайно непросто. Но на данный момент это как никогда принципиально для передачи ценного опыта и знаний, скопленных поколениями ученых, и проведения новейших исследований. Точно так же, как приоритетно обеспечить достаточное финансирование для разработок новейших технологий для главный отрасли страны.

Добавить комментарий