
вопросец: Николай Платонович, за кризисный год каких лишь прогнозов мы не наслушались, в том числе и от людей знатных и облеченных властными возможностями в экономической сфере: и о "полуострове сохранности", и о десятилетиях рецессии, и о выходе из нее, и о "2-ой волне". По вашему мнению, что в их правда?
ответ: Диагностика пришедшего к нам извне кризиса вправду чрезвычайно непростая задачка. Непременно то, что в связи с кризисом развитие отечественной экономики значительно замедлилось, нужны значимые усилия и средства для нейтрализации негативных действий. Совместно с тем в Рф в прошлые годы сделаны значимый внутренний экономический потенциал и запас прочности, в том числе и в денежной сфере. С их внедрением управлением страны предпринят ряд антикризисных мер, демонстрирующих свою эффективность.
Федеральный центр делает сейчас все нужное, чтоб не только лишь минимизировать последствия кризиса, да и сделать условия для грядущего роста. Определенное роль в данной работе принимают Совет сохранности Рф и его аппарат. Напомню, что председателем Совета сохранности по Конституции является президент Рф Дмитрий Анатольевич Медведев, а председатель правительства Владимир Владимирович Путин заходит в число неизменных членов.
ответ: Нами не один раз с ролью ведущих ученых-экономистов и управляющих огромнейших банков и компаний проводились совещания, в процессе которых тщательно анализировались предпосылки и условия, вызвавшие кризис, были спрогнозированы вероятные сценарии его развития и предложены решения, послужившие основой упомянутого комплекса антикризисных мер.
Результаты работы видны уже на данный момент: ситуация в экономике и социальной сфере относительно стабилизировалась, тенденция к спаду в целом переломлена. Но расслабляться ни при каких обстоятельствах нельзя.
Сначала, требуется приложить максимум усилий для понижения напряженности на рынке труда, сотворения новейших рабочих мест, выполнения предусмотренных государством соц гарантий в сфере здравоохранения, обеспечения жильем, в области ЖКХ. Желаю повторить для широкой аудитории читателей "Известий" то, что я говорил в процессе недавних совещаний в Уральском и Сибирском федеральных округах: ответственность за решение указанных соц заморочек во многом лежит и на руководителях регионов.
в: В мае президент утвердил Стратегию государственной сохранности до 2020 года. Что в текущее время делается для ее реализации?
о: Напомню основной принцип, определенный Стратегией: надежное обеспечение сохранности страны может быть лишь через устойчивое социально-экономическое развитие страны. По плану, структуре и содержанию она взаимоувязана с Концепцией длительного социально-экономического развития Рф до 2020 года.
5 октября президентом Рф утверждена Концепция противодействия терроризму в Русской Федерации, полным ходом идет работа над новенькими Федеральным законом "О сохранности" и Военной доктриной. В этом году на заседаниях Совета сохранности также рассматривались базы гос политики в области сотворения и внедрения суперкомпьютерных и грид-технологий, также приоритетные направления в области борьбы с распространением наркотиков.
В целом воплощение в жизнь Стратегии предвидено в рамках разрабатываемого Комплексного плана, детализирующего нужные меры и конкретизирующего сроки их выполнения.
При выработке управленческих решений нами учитываются как общемировая ситуация, так и специфичность определенных регионов нашей страны. Этому служит таковой формат работы, как выездные совещания под управлением президента Рф. В течение крайних месяцев их состоялось три: в Дагестане, на Ставрополье и в Калининградской области. А именно, в летнюю пору в Махачкале дискуссировались меры по устранению угроз государственной сохранности на местности Южного федерального округа.
С данной же целью по поручению главы страны проводятся совещания секретаря Совета сохранности в федеральных округах. На их с ролью полпредов президента и управляющих субъектов федерации рассматриваются вопросцы обеспечения государственной сохранности с учетом специфичности определенных регионов, также дискуссируется план реализации Стратегии. В текущем году было проведено уже 6 таковых выездов, седьмой запланирован на конец октября в СЗФО.
в: Говоря о разработке новейшей редакции Военной доктрины, вы на прошлой недельке сказали, что в нее заложена возможность нанесения Россией превентивных ядерных ударов. Чем это вызвано?
о: Работающая Военная доктрина является документом переходного периода, а конкретно конца XX века. Результаты анализа военно-стратегической обстановки в мире и перспектив ее развития до 2020 года свидетельствуют о смещении акцентов от крупномасштабных военных конфликтов к локальным войнам и вооруженным конфликтам.
Хотя не утратили собственной актуальности и имевшиеся ранее военные угрозы и опасности для нашей страны. Так, не прекращается деятельность по приему новейших членов в НАТО, активируется военная деятельность блока, интенсивно проводятся учения стратегических сил США с отработкой вопросцев управления применением стратегического ядерного орудия.
Сохраняются такие доп дестабилизирующие причины, как тенденция распространения ядерных, хим, био технологий, производства орудия массового ликвидирования, растущий уровень интернационального терроризма, обостряющаяся борьба за топливно-энергетические и остальные сырьевые ресурсы. Не ликвидированы до конца и внутренние военные угрозы, о чем свидетельствует обстановка на Северном Кавказе.
Таковым образом, появились конкретные условия для уточнения Военной доктрины, которая обязана предполагать гибкое и своевременное реагирование на текущие и многообещающие конфигурации военно-политической и военно-стратегической обстановки на среднесрочный период.
Военные конфликты предлагается подразделять на крупномасштабную, региональную и локальную войны, также вооруженные конфликты (как межгосударственные, так и внутренние).
Определено, что Наша родина считает собственной важной задачей предотвращение и сдерживание от развязывания всех военных конфликтов. При всем этом сформулированы главные подходы к решению данной задачки. В то же время подчеркивается, что Наша родина считает правомерным применение ВС и остальных войск для отражения злости против нее либо ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Сохранности ООН, остальных структур коллективной сохранности.
Что касается положений о способности внедрения ядерного орудия, то этот раздел Военной доктрины сформулирован в духе сохранения за Русской Федерацией статуса ядерной державы, способной выполнить ядерное сдерживание возможных врагов от развязывания злости против Рф и ее союзников. Это является в обозримой перспективе важным ценностью нашей страны.
Также скорректированы условия использования ядерного орудия при отражении злости с применением обыденных средств поражения не только лишь в крупномасштабной, да и в региональной и даже в локальной войне.
Не считая того, предусматривается вариантность способности внедрения ядерного орудия в зависимости от критерий обстановки и целей вероятного противника. В критических для государственной сохранности ситуациях не исключается нанесение в том числе упреждающего (превентивного) ядерного удара по агрессору.
Кроме, выскажемся так, чисто военного содержания в проекте документа затронуты трудности военно-экономического обеспечения, приоритетным направлением которого определено улучшение оборонно-промышленного комплекса. Полнообъемное функционирование компаний и организаций ОПК не только лишь дозволит решать оборонные задачки, да и несет суровую социальную функцию, позволяя увеличивать уровень жизни населения, сначала в русских регионах.
Проект дискуссировался в процессе выездных совещаний секретаря Совета сохранности в федеральных округах. Поступали чрезвычайно дельные предложения управляющих регионов, которые мы серьезно анализируем. Полагаю, что к концу года новенькая редакция Военной доктрины будет готова для представления президенту страны.
в: В Стратегии государственной сохранности существенное место уделено равноправному стратегическому партнерству, другими словами практически идет речь о многополярном мироустройстве. Оно вправду формируется либо эта мысль сродни мечте о "светлом будущем"?
о: Несовершенство имеющегося миропорядка отчетливо показал финансово-экономический кризис. Оно проявляется в устройстве и мировой денежной системы, и интернациональной торговли и в механизме ценообразования на сырье и энергоресурсы. Все системы и механизмы отрегулированы для обслуживания интересов несчастного "золотого млрд".
Любая страна стоит перед выбором: принять стиль жизни и нравственные ценности западной цивилизации в надежде когда-нибудь стать ее частью, пусть даже, по выражению Бжезинского, в качестве "младшего напарника", или же сохранить свою самобытность и попробовать поменять имеющийся миропорядок в топовую сторону?
Мы считаем, что мысль формирования полицентричной интернациональной системы актуальна, как никогда. Как произнес президент Рф Дмитрий Анатольевич Медведев: "Миром нельзя управлять из одной столицы, и те, кто отрешается это осознать, будут только создавать новейшие трудности себе и остальных".
Но отстаивание идеи многополярности - это не "дружба против", не конфронтация с западным миром в целом либо какой-нибудь отдельной западной государством. Она ориентирована на построение лучшего, наиболее справедливого мира.
Что все-таки о его действительности, то поглядите, что стало центральной площадкой для выработки мировой экономической политики? "Группа 20", объединяющая не только лишь промышленно развитые, да и развивающиеся страны, и страны с переходным типом экономики. Практически этот формат равномерно подменяет "огромную восьмерку", которая исторически формировалась как западный центр силы.
Бакс, краеугольный камень денежной системы однополярного мира, равномерно сдает свои позиции. Все огромную популярность приобретает мысль его подмены в качестве мировой резервной валюты на "корзину" из пары валют, особые расчетные единицы, применяемые в МВФ и т. д. Разве это не движение к многополярности в одной из важных сфер мироустройства - финансово-экономической?
А ведь кризис - только одна из сторон многогранника заморочек и угроз, которые предстоит решать и с которыми предстоит биться. При этом вместе, так как ни одно правительство, даже США, не в состоянии совладать с ними без помощи других.
Еще одним доказательством, что процесс ухода от однополярного мироустройства запущен, является создание и развитие новейших влиятельных интернациональных организаций. Посреди июня в Екатеринбурге состоялись очередной саммит ШОС и 1-ый полноформатный саммит БРИК, уже ставших суровыми центрами притяжения формирующегося многополярного мира. А именно, крайний саммит "двадцатки" в Питтсбурге конкретно по настоянию БРИК принял решение о наиболее справедливом распределении квот в глобальных денежных институтах.
Еще пример: страны Латинской Америки проводят прагматичную многовекторную внешнюю политику, диверсифицируют экономические связи. Мы заинтересованы в развитии многоформатного сотрудничества с этими государствами - что не один раз обсуждали на оперативных совещаниях Совета сохранности. А именно, мы с ублажение приняли приглашение нашей стране участвовать в дальнейшем на днях саммите АЛБА (организационное оформление так именуемого "движения боливарианской инициативы", включающего в себя Боливию, Венесуэлу, Кубу, Никарагуа, Гватемалу, Эквадор и др. - "Известия").
в: Нераспространение ядерного орудия - ценность интернациональной сохранности. Как в данной связи вы оцениваете ситуацию с иранской ядерной програмкой?
о: Тема иранской ракетно-ядерной программы очень политизирована. На Западе все почаще звучат заявления, что "терпение интернационального общества" по вопросцу о ней "на пределе". Подчеркивается, что ежели в наиблежайшие недельки Иран не предпримет шагов навстречу требованиям МАГАТЭ и "шестерки", то нужно ввести новейшие твердые санкции. При этом такие настроения сохраняются и опосля октябрьской встречи представителей "шестерки" и Ирана в Женеве.
Не хотелось бы, чтоб развитие ситуации пошло по этому пути, нужно решать ее в конструктивном ключе. В то же время и политика Ирана часто носит авантюристический нрав. Так, гигантскую ложку дегтя добавила информация о тайном строительстве новейшего завода по обогащению урана около городка Кум, что идет вразрез с неоднократными требованиями СБ ООН к Тегерану остановить деятельность по обогащению.
Но эту делему не стоит ухудшать. Заявленная готовность иранцев предоставить доступ в последнее время инспекторам МАГАТЭ на указанный объект, может быть, поможет снять имеющиеся озабоченности. Результаты встречи в Женеве дают нам возможность глядеть на ситуацию с усмотрительным оптимизмом. Основное, чтоб достигнутые договоренности выполнялись.
Потому на данный момент необходимо не ослаблять усилий по созданию критерий, которые дозволили бы выйти на переговоры на базе "пакетного предложения" "шестерки" по сотрудничеству, продвижению формулы "замораживание в обмен на замораживание", которая подразумевает, что Иран не начинает любые новейшие виды ядерной деятельности, а "шестерка" не решает новейших шагов на санкционном треке. Нужно поощрять настрой Тегерана на отказ от закрытости и конфронтации в пользу транспарентности и сотрудничества с интернациональным обществом по ядерной програмке. Также продолжать переговоры, добиваясь серьезного выполнения положений ДНЯО, укрепления устройств гарантий и проверок со стороны МАГАТЭ. Мы поддерживаем право Ирана на мирный атом, но категорически против предстоящего расширения "ядерного клуба".
в: Не возвратятся ли америкосы, ссылаясь на иранский фактор, к пересмотренной не так давно идее развертывания частей третьего позиционного района ПРО в Европе?
о: В контексте обеспечения нашей государственной сохранности проблематика ПРО была и остается одной из важных заморочек. Исходя из неразрывной связи меж стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, мы приветствуем любые шаги, направленные на понижение ракетно-ядерной опасности. Потому президент Рф охарактеризовал решение Барака Обамы отрешиться от размещения частей ПРО в Польше и Чехии как конструктивный шаг в правильном направлении.
Но нужно учесть, что америкосы не отказались от развертывания глобальной системы ПРО. Идет речь только о корректировке планов, подвижке сроков ее сотворения с внедрением новейших технологических способностей и, что очень настораживает, с расширением круга участников. А именно, заместитель министра обороны США по интернациональной сохранности Вершбоу выдвигает экстравагантные идеи о способности размещения частей ПРО на Украине и заявляет о "преждевременности эйфории Москвы".
Мы ожидаем от американской стороны точного объяснения ее целей в области ПРО. Это нужно для укрепления доверия меж нашими странами и принятия адекватных решений в области контроля над вооружениями и разоружения.
в: Как настоящи прогнозы, что Израиль типо готов применить в отношении Ирана "силовой вариант"?
о: Считаю, что политико-дипломатическое урегулирование ситуации не имеет кандидатуры.
Силовые деяния в отношении Ирана имели бы самые нехорошие последствия для интернациональной сохранности, создав и обострив уже имеющиеся трудности политического, гуманитарного и экологического нрава.
К примеру, в Иране проживает практически втрое больше этнических азербайджанцев, чем конкретно в Азербайджане. В случае реализации хоть какого силового сценария они, непременно, направятся на его местность - и гуманитарная трагедия неизбежна.
Вероятные силовые деяния против Ирана могут иметь прямо противоположный эффект. Они, непременно, сплотят иранцев, спровоцируют недовольство в арабском мире и активизацию подконтрольных Тегерану организаций ХАМАС и "Хезболла" в Палестине. А это чревато обострением обстановки на Ближнем Востоке и в Центральной Азии в целом.
Меж тем она и так сложная, беря во внимание завышенный уровень террористической деятельности в Ираке и Афганистане.
в: Есть ли хоть какие-то положительные перспективы развития ситуации в Афганистане?
о: К огорчению, они по-прежнему мизерные. Ширятся и получают угрожающие масштабы диверсионно-террористические акты, боевыми действиями охвачены уже не только лишь обычно нестабильные юг и восток Афганистана, да и относительно размеренные ранее север и запад страны.
По оценкам самих американцев, в течение крайнего года талибы достигнули значимых фурроров и в наиблежайшей перспективе возможна ситуация, когда "победа над террористами станет неосуществимой". Они делают вывод о необходимости роста уже имеющегося контингента еще на несколько 10-ов тыщ военнослужащих и проведения наиболее масштабных операций.
По нашему мнению, это только приведет к предстоящему росту жертв посреди мирного населения. Уже на данный момент согласно интернациональной статистике каждый 3-ий погибший мирный обитатель был убит коалиционными войсками, крупная часть из их - при нанесении авиаударов.
На пути к стабилизации принципиально решить две главные трудности. Во-1-х, нужно увеличивать не количество, а профессионализм и эффективность действий интернациональных сил, решать трудности с комплектованием и поболее активным вовлечением в обеспечение сохранности афганских государственных армии и милиции. Пока что усилия по их формированию только с трудом восполняют утраты и дезертирство.
Наш свой опыт противодействия террористам на Северном Кавказе свидетельствует, что с террористами следует биться "не числом, а умением", обширно применяя оперативные способы, особые силы и средства. Проводимые же войсковые операции должны носить точечный нрав, чтоб не приводить к смерти гражданское население, что только содействует расширению вербовочной базы для пополнения рядов террористов.
Во-2-х, принципиально сделать нужные социально-экономические условия. Сначала, отдать афганцам постоянные легальные источники доходов заместо их роли в масштабном наркопроизводстве. Пока наблюдается прямо противоположная ситуация: с начала операций США и НАТО в 2001 году создание опиатов в Афганистане многократно возросло. Наиболее 90% опиума в мире - афганского происхождения.
Нужна активизация усилий по противодействию предстоящему распространению наркоагрессии, сначала в рамках нашей инициативы сотворения вокруг Афганистана "поясов антинаркотической сохранности". Опорой данной работы является проводимая под эгидой ОДКБ интернациональная операция "Канал" с привлечением способностей ШОС. Доп импульс в достижении стоящей цели дали решения Специальной конференции по Афганистану, состоявшейся в Москве 27 марта.
В эти дни в Афганистане подводятся итоги выборов новейшего президента. Развитие ситуации будет зависеть от совместной поддержки всем интернациональным обществом усилий афганского правительства по созданию критерий для строительства будущей мирной жизни.