
За крайние годы это увеличение уже не 1-ое и, разумеется, не крайнее. Как и в прошлые разы, оно больно стукнет по экономике. Посреди украинских промышленников больше всего потребляют газ металлургические и хим компании. В 2013 году индустрия потребила 20,1 миллиардов кубометров, в 2015-м уже 11,4 миллиардов. В этом году, разумеется, потребление снизится еще более — к радости сегодняшнего правительства, не обращающего внимание на то, что сокращение употребления происходит в основном за счет сворачивания производства и остановки компаний.
Ежели металлурги худо-бедно перебегают на другие виды энергоресурсов, то химики при таковых ценах просто уходят с рынка. Уже на данный момент они не выдерживают конкуренции с заводами из Рф и Ирана. Продукция хим индустрии — те же удобрения — на внутреннем рынке стоит дороже, чем на наружном.
Правительство заявляет, что таковая ситуация объективна и что «Нафтогаз» не может продавать газ дешевле, так как по другому будет нести убытки. Но это заявление спорное. Так как прозрачность всего процесса — от закупки до реализации у данной госмонополии очень сомнительна.
К примеру, на Украине не достаточно кто знает, что страна покупает наиболее дорогой газ, чем могла бы. В III квартале этого года Наша родина предлагала стоимость в $167,57 за 1 тыс. кубометров, которая не попросту рыночная, да и уже существенно ниже цен на европейских газовых хабах. Однако Киев при закупке газа заместо экономической выгоды предпочел управляться политическими соображениями. Платит же за эту политическую позицию внутренний потребитель. Власть желает, чтоб платил еще более.
К апрелю 2017 года на Украине должен быть запущен новейший механизм, позволяющий корректировать повсевременно тарифы на газ в зависимости от цены импорта. Такое обязательство страна взяла на себя в рамках крайнего меморандума, подписанного с МВФ. Идет речь о том, чтоб цены на газ не опускались ниже так именуемых экономически обоснованных — то есть импортная стоимость плюс надбавка. Позиция теоретически правильная. Но совсем не учитывающая украинских реалий.
«Нафтогаз» на данный момент является государством в государстве, и общество ничего не знает о структуре издержек монополиста и тем более об их оправданности. А в таковых критериях нет никаких гарантий, что украинцев не вынуждают платить за кредиты, взятые под огромные ставки, заоблачные зарплаты топ-менеджеров либо покрывать чью-то коррупцию и непрофессионализм. Но ежели принять за теорему, что стоимость «Нафтогаза» полностью рыночная и прозрачная, всё равно привязка цены для внутренних потребителей к стоимости на европейских хабах совсем не оправданна. Даже отбросив по политическим причинам возможность договориться впрямую с «Газпромом» и брать газ без посредников, всё равно остается поле для маневра.
Привязка цены для потребителей к стоимости импортного газа была бы оправданной еще пару лет назад, но не на данный момент. Когда мы в свое время вели переговоры с МВФ, то было понятно, что «рыночная» стоимость газа для Украины — это та, которую выставляет «Газпром». Тогда толика импорта в потреблении газа составляла приблизительно 60%. Но на данный момент, После обвала экономики и понижения употребления энергоресурсов, ситуация поменялась. В текущее время импортный газ занимает наименее половины размеров употребления. Следовательно, его влияние на рыночную стоимость не быть может доминирующим. И ежели Украина импортирует наименее половины того, что потребляет, то брать в качестве «рыночной» цены стоимость импорта из ЕС — по наименьшей мере странно.
Разумеется, что правительству необходимо пойти на суровый разговор с игроками газового рынка, представителями индустрии и обществом, следствием которого обязана стать кардинальная реформа ценообразования. У страны все есть ресурсы для пересмотра цены на газ и ее понижения.
Преступно в таковой ситуации делать вид, что трудности потребителей газа правительство не касаются, тем всё дальше загоняя в тупик целые отрасли.
Создатель — глава Нацбанка Украины в 2010–2012 годах
Все представления >>