
Модернизация в Рф мало-помалу стала ассоциироваться с технологиями, а технологии - с виртуальным местом веба и системами обмена данными. Выступая в Госдуме, управляющий "Сколково" Виктор Вексельберг говорит, что необходимо "создавать в год по одному Гуглу", а оба "нечиновничьих" члена президентской Комиссии по модернизации - Юрий Мильнер и Евгений Касперский - также занимаются интернет-проектами и созданием программного обеспечения. Кажется, что сырьевая экономика Рф, относящаяся к издавна уже прошлому дню, готовится к прыжку в постиндустриальное послезавтра.
Случаются ли в мире чудеса? Время от времени. Но давайте взглянем на развитые экономики и их структуру. Какая толика ВВП в США создается компаниями, развивающими интернет-сервисы и программные продукты? В 2009 г. она составляла 1,2%. Толика занятых в этом секторе - 0,8%. В Европе (ЕС-27) - 0,5 и 0,4%. При всем этом даже отдельные отрасли индустрии были куда наиболее важными. Лекарственные компании, к примеру, обеспечивали соответственно 1,9 и 1,8% ВВП и 1,4 и 1,5% занятости. Автопромышленность - 2,7 и 2,9% ВВП и 2,2 и 2,4% занятости. Сфера услуг представлена в основном образованием, здравоохранением, гостиничным делом и ритейлом - отраслями технологичными, но никак не "виртуальными". Ну и выручка компьютерных гигантов также не смотрится запредельной: по итогам 2009 г. у Microsoft она в 3,6 раза меньше, чем у Тоета, у Гугл - в 4,8 раза меньше, чем у Siemens, у Яху! - в 9,1 раза меньше, чем у Nokia. Их вклад в занятость еще наименее значим: Гугл поддерживает в 18,6 раза меньше рабочих мест, чем Volkswagen, Яху! - в 21,9 раза меньше, чем General Electric. Невзирая на то что имена гигантов компьютерной отрасли у всех на слуху, вид экономики большинства продвинутых стран определяют никак не они.
Компании, действующие в сфере новейших технологий, зачаровывают русских политиков и олигархов во многом собственной феноменальной рыночной переоцененностью. Да, Microsoft по состоянию на 1 июля 2010 г. оценивался в $201,7 миллиардов, а Гугл - в $109,3 миллиардов, но не нужно забывать, что, во-1-х, эти компании вначале ориентировались на глобальный рынок, во-2-х, являются общепризнанными фаворитами собственных отраслей, и, в-3-х, они создались и развились в США - самой вольной в экономическом отношении стране мира. В Америке сектор программного обеспечения и компьютерных услуг является третьим по размеру капитализации ($884,1 миллиардов по состоянию на конец 2009 г.) - практически настолько же драгоценным, как нефтегазовый ($928,7 миллиардов) либо лекарственный ($843,9 миллиардов). Зато в Европе он занимает скромное 19-е место с суммар-ной капитализацией в $98,9 миллиардов против $1189,9 миллиардов у "нефтянки" и $652,9 миллиардов у фармацевтики. В Стране восходящего солнца и Китае положение "виртуалов" еще больше скромное. И это значит, что у русских приверженцев постиндустриального прорыва просто нет шансов "догнать" собственных заморских соперников. Зато стратегия развития индустриального сектора, значимая толика производства в каком полностью быть может отнесена к высокотехнологическому, полностью оправданна - конкретно тут Америку одолевает не только лишь Европа (производящая больше каров, стали, продукции хим индустрии и т. д.), но также Япония, а сейчас и Китай.
Иллюзорная экономика, порожденная компьютерной революцией, имеет и еще одну соответствующую черту, несопоставимую со стереотипами отечественной экономической культуры: ее продукция стремительно совершенствуется и немыслимо быстро дешевеет. С 1985 по 2010 год средняя стоимость минутки телефонного разговора меж Европой и США свалилась в 310 раз, а при помощи основанной в... Эстонии компании Skype сейчас вплотную приблизилась к нулю. За этот же срок средняя память твердого диска индивидуального компа выросла в 1,2 миллиона раз, быстродействие - в 90 тыщ раз, а стоимость машинки свалилась в 4-6 раз. Лишь достаточно консервативная IBM выпустила за этот период на рынок практически 60 новейших моделей компов. Готова ли Наша родина к таковой конкуренции либо мы в очередной раз недооцениваем сложность задачки?
Веб и новейшие технологии перевернули жизнь миллионов людей, сделали новейшие сферы бизнеса, изменили принципы социализации. Но все таки те времена, когда интернет-ритейлер аmazon. com стоил в три раза больше, чем все настоящие книготорговцы Америки, а сервисы по продаже авиабилетов котировались по стоимости пары авиаперевозчиков, миновали в 1999-2000 гг. Экономика становится все наиболее технологичной, но остается настоящей. Потому русская модернизация, ежели ей предначертано быть удачной, станет, на мой взор, модернизацией индустриальной, а не виртуальной. В ее базе будут лежать русские Arcelor'ы и Siemens'ы, а не mail'ы и odnoklassniki. Иллюзорная экономика не обязана порождать излишних иллюзий.