
Но реализация данной программы сталкивается со обилием проблем, а о ее перспективах сложились противоречивые представления. "Известия" попробовали разобраться, что она принесет нашей нефтегазовой промышленности и какие прогнозы дают специалисты. Ситуация сейчас "В Рф постоянно отдавали предпочтение производству черных нефтепродуктов таковых, как мазут, битум, масла,?
ведает Римма Субханкулова, эксперт по обычным углеводородам.? А светлые постоянно отходили на 2-ой план".
Легкие, либо светлые, как их еще именуют, нефтепродукты бензин, дизельное горючее, керосин, легроин наиболее дорогие, но и более сложные в производстве, а российская нефтеперерабатывающая индустрия, сделанная "под мазут" еще в 1950–1980-е годы, не была нацелена на экспорт качественных товаров. Крупная часть сделанной тогда инфраструктуры нефтепереработки сейчас технически устарела, а производимые нефтепродукты в большинстве не соответствуют западным экологическим эталонам.
Потому мы часто обязаны экспортировать за предел дешевенький мазут, а не дорогой бензин.
И хотя на данный момент Наша родина уже поставляет на Запад моторные горючего, их качество и экологические свойства почаще всего оставляют желать лучшего, потому приобретают их без охоты. Делему экспорта светлых нефтепродуктов ухудшала и нехватка мощностей русских НПЗ, которые не удовлетворяли даже внутренний спрос: на данный момент объемы выпуска бензина не разрешают на сто процентов исключить даже возможность недостатка в случае форс-мажорных ситуаций на больших НПЗ, не говоря уже о их экспорте.
Дело в том, что главные производства После развала Союза остались на территориях Белоруссии и Казахстана. Для конфигурации данной ситуации в последние годы правительство приняло значимые меры.
"Ввели дифференцированные акцизные ставки, заградительные экспортные пошлины для томных нефтепродуктов и стратегически важных топлив",?
объясняет Николай Капустин, инженер лаборатории научных основ развития и регулирования систем газо - и нефтеснабжения ИНЭИ РАН.
В правительстве надеются, что все это дозволит удовлетворить внутренний спрос и повысит качество продукции. Естественно, повышение размеров легких нефтепродуктов необходимо и для наружных рынков, где они должны заменить дешевенькие томные.
Одна из важнейших мер, на которую пошло правительство, чтоб развить этот рынок и переориентировать экспортную продукцию, программа модернизации российских НПЗ, которые на данный момент находятся не в лучшем состоянии, а также развитие НИОКР.
И модернизация НПЗ идет достаточно активно.
Довольно огласить, к примеру, о серьезных инвестициях "Роснефти" в модернизацию собственных нефтеперерабатывающих заводов, о перспективах, которые ожидает наш нефтяной гигант от собственного новейшего дальневосточного проекта Восточной нефтехимической компании, где планируется создавать глубокую переработку углеводородов. И остальные маневры Иная, более принципиальная мера для рынка легких нефтепродуктов создание Евразийского экономического союза с Белоруссией, Казахстаном и Россией.
Практически это платформа для формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕврАзЭС.
"Его создание будет содействовать развитию одного углеводородного рынка меж нашими странами, окончательное оформление которого ожидается до 2025 года",?
уверена Римма Субханкулова. Еще одна новация особый налоговый маневр, призванный поменять систему налогообложения за три года, начиная с 2015-го. "Смысл маневра в том, чтоб поэтапно уменьшить экспортные пошлины на нефть до уровня Казахстана и тем самым понизить привлекательность реэкспорта, другими словами уменьшить утраты госказны от беспошлинных поставок сырья в рамках ЕврАзЭС",?
объясняет Павел Кондуков, управляющий группы "Шельфовые проекты" "Пепеляев Групп". Для того чтоб наши светлые нефтепродукты были наиболее привлекательны для забугорных покупателей, в России были снижены пошлины на их экспорт.
И они еще продолжат понижаться. Так, ставка на бензин за три года снизится в три раза: с 90% в 2014 году до 30% с 2017 года.
При всем этом на черные, либо томные, нефтепродукты к 2017 году ставка, напротив, повысится с текущих 66 до 100%. Но эти меры обусловили необходимость роста НДПИ на нефть практически в два раза, чтоб восполнить выпадающие доходы бюджета.
Для того чтоб не допустить мощного роста цен на рынке нефтепродуктов и обеспечить рентабельность НПЗ, значительно снижены акцизы на нефтепродукты.
Так, для авто бензина и дизельного горючего ставки акцизов понижаются наиболее чем в два раза с 2017 года. При всем этом правительство дополнительно поддерживает создание ряда продуктов из нефти, практически субсидируя их из бюджета.
"Простая переработка не является ценностью страны,? говорит Павел Кондуков.?
Поэтому разумеется, что эта реформа приведет к закрытию неких НПЗ и, как следствие, необходимости своевременной переориентации транспортных потоков нефтепродуктов в другие регионы для избежания появления их недостатка и роста цен". В то же время, как отмечают спецы, рост розничных цен на бензин это неизбежное последствие маневра, которое прогнозируется почти всеми профессионалами и самими министерствами.
Потому частично за маневр придется заплатить популяции.
Забугорный опыт При таковой глобальной перестройке системы, естественно, полезно будет учитывать и зарубежный опыт. К примеру, опыт США, где "сланцевая революция" привела к сложной ситуации в добывающей индустрии, что оказало влияние на работу НПЗ.
Крупная часть американских нефтеперерабатывающих мощностей находится на побережье Мексиканского залива, в юго-восточной части страны.
"До недавнего времени эти фабрики были настроены на то, чтоб совладать с тяжелой нефтью, импортируемой из таковых мест, как Венесуэла, Канада, Мексиканский залив, и с "нефтеносных песков" Альберты,? отмечает Ричард Уилер, глава Центра энергетической сохранности.?
Сейчас, когда нетрадиционные сланцевые породы бурятся в больших количествах, пришлось пересмотреть наиболее ранешние догадки. Что, естественно, принудило переосмыслить будущее американской нефтяной промышленности".
Не считая того, южноамериканский опыт указывает, что цены на бензин постоянно растут в течение лета. Причина летний "сезон вождения" и увеличение спроса приводят к сезонному росту цен.
Понижение поставок происходит в течение года, когда фабрики временно закрываются на техническое сервис, что приводит к частичному повышению цен. "Конечно, необходимо иметь гарантии, что законодательство и налогообложение нацелены на то, чтоб обеспечить соответствующий баланс поставок на внутренний рынок и позволить экспорту стать рентабельным,?
уверен спец.?
Правительство обязано также учесть, что лучше собирать доходы впрямую (налоги и роялти) и косвенно, через рост занятости и более высшую доходность бизнеса, в том числе в нефтеперерабатывающей отрасли". Показательный опыт, которому нам хорошо было бы поучиться, в области налогообложения компаний имеет и Норвегия.
"Здесь вообщем налогами облагается лишь та прибыль основной нефтедобывающей компании Statoil, которая остается После того, как она представила правительству вкладывательный план на будущий год и план по модернизации собственных производств",? объясняет Римма Субханкулова.
Экспертное мировоззрение Как отмечают спецы, для экономики страны в целом наиболее выгодно экспортировать нефтепродукты, чем сырую нефть.
"Нефтепереработка дозволяет создавать рабочие места, сгенерировать добавочную стоимость продукта отечественной индустрии, тем создавая недополученную прибыль для иностранных компаний",? уверен Ричард Уилер.
Такие вопросцы, как налогообложение, транспортные расходы и ценовая динамика на рынках, могут воздействовать на прибыльность перерабатывающего сектора и должны быть учтены при принятии решений о том, какой продукт и куда экспортировать. Для Рф многообещающими рынками сбыта легких нефтепродуктов являются некие азиатские страны, у которых отсутствует своя нефтепереработка либо она недостаточна для их нужд.
Это Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Япония. "В целом АТР для России рынок с растущим спросом на энергоносители, в рамках которого выработка механизма интеграции Далекого Востока в экономику АТР чрезвычайно актуальна",?
говорит Римма Субханкулова. Сейчас один из главных вопросцев Транс-Тихоокеанского партнерства заключается в технических ограничениях по наличию экспортных мощностей.
У некоторых компаний в планах создание нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов.
К примеру, у Китайско-российской восточной нефтехимической компании, где 49% принадлежит "Роснефти". Европа в меньшей степени заинтересована в наших продуктах нефтепереработки, так как имеет свои НПЗ, но спецы советуют не упускать способности и этого рынка.
"Потребности наружных рынков в российских нефтепродуктах равномерно понижаются ввиду стагнации спроса в Европе и наращивания собственных нефтеперабатывающих мощностей АТР, в первую очередь в Китае",?
отмечает Николай Капустин.
А означает, новейшие перспективы могут открыться и в ЕС... Не считая того, неплохими рынками сбыта русских нефтепродуктов по-прежнему остаются страны СНГ.
Потому поначалу нужно кропотливо просчитать все рынки, по способности заключить договоры на поставки, а потом составлять длительную стратегию по модернизации и развитию НПЗ.
"Нужно осознавать, чего же желает рынок,? уверяет Римма Субханкулова.?
Создавая такую стратегию, необходимо также отдавать для себя отчет, что потребление моторных топлив, автобензина, дизельных топлив и топочных мазутов в расчете на 1-го обитателя Рф значительно ниже среднеевропейского и американского уровня потребления".
Причины отсутствие роста населения и незначительный экономический рост, потому, по словам спеца, стимулов для развития нефтепереработки в таких критериях пока фактически нет.
Нужно также учесть, что основными неуввязками нефтепереработки в России остаются низкий уровень глубины переработки и пока еще крупная составляющая экспорта черных нефтепродуктов.
А самым уязвимым местом для русской нефтеперерабатывающей индустрии считается суровая зависимость от привезенных из других стран технологий и расходных материалов. И это в нынешних критериях напряженной интернациональной политической и экономической обстановки меж Россией и Западом...
"Крайне принципиальным направлением является организация внутреннего производства более важных технологий и материалов (программное обеспечение, катализаторы, реагенты, датчики) и установление крепких связей с наиболее надежными и неполитизированными партнерами",? считает Николай Капустин.
При всем этом большая часть профессионалов сходятся во мировоззрении, что главным залогом удачного развития русской нефтеперерабатывающей индустрии является доведение до конца программы модернизации, внедрение российских технологий и вывод их на международные рынки. Наша справка Русская нефтеперерабатывающая индустрия была сотворена в 1950–1980-е годы в условиях роста добычи нефти и роста употребления топочного мазута в теплоэнергетике.
Технологическая база нефтепереработки в советский период формировалась без достаточного развития действий, определяющих глубину переработки нефтяного сырья и потребительские и экологические характеристики нефтепродуктов.
В результате сейчас крупная часть инфраструктуры технически устарела, а производимые нефтепродукты в своем большинстве не соответствуют западным экологическим эталонам.
При всем этом ряд НПЗ, нацеленных на русский внутренний рынок, находится на местности государств СНГ, в частности НПЗ Белоруссии. За счет импорта нефтепродуктов из Рф иной наш партнер по ЕврАзЭС Казахстан покрывает собственный внутренний спрос на 1,5–2 млн т нефти в год.
Продукт не облагается экспортными пошлинами ввиду бартерного соглашения меж государствами (т. е. мы поставляем Казахстану нефтепродукты, а он на такое же количество отгружает свою "сырую" нефть Китаю по нефтепроводу). Экономические интересы должны поддерживаться рациональной политикой, и с этой точки зрения создание ЕврАзЭС будет содействовать развитию одного углеводородного рынка, окончательное оформление которого ожидается до 2025 года.
Статистика По состоянию на 2013 год в Российской Федерации переработано около 270 млн т сырой нефти и газового конденсата. За тот же год было добыто 520 млн т нефти и конденсата.