
Ностальгические бренды. Фото
Байк "Чезет", фотоаппарат "Практика", кроссовки "Ботас"... Еще несколько десятилетий назад продукты из государств соцлагеря были вожделенной мечтой миллионов наших сограждан. Чтоб заполучить свещенную вещь, мы готовы были стоять в одичавших очередях, записываться в списки, ходить на ночные переклички в согласовании с номером, который писали на руке хим карандашом, и заводить знакомства с "подходящими" людьми. Сейчас наименования большинства "братских" марок фактически позабыты. "Известия" решили вернуть "историческую справедливость" и поведать о более культовых брендах "социалистической" заграницы. Тем паче что некие живы и поныне.
Фототовары
Страны социалистического содружества экспортировали к нам не только лишь продукты ширпотреба, да и полностью суровую технику. К примеру, ГДР поставляла нам электронные печатные машины и компы марки "Роботрон". Гэдээровские машины можно встретить в нашей стране и по этот день, а вот компы - разве что в музее. Меж тем они выпускаются и поныне. Лишь под маркой компании Fujitsu, которая заполучила немецкую компанию в 1996 году. Не считая пишущих машинок и компов ГДР поставляла нам фототовары. Самые известные - фотоаппараты "Практика" и фотопленка "ОРВО". "Практика" была единственным легкодоступным проф фотоаппаратом в нашей стране и продавалась по очень суровой стоимости (до 400 рублей), но даже за такие средства достать ее было чрезвычайно непросто. В 1990 году завод в Дрездене, который выпускал фотоаппараты, закрылся, но уже через год возобновил свою работу. Что все-таки касается самой марки "Практика", то она существует поныне. Приобрести ее в нашей стране можно, но в критериях сегодняшнего контраста у нее осталось не достаточно поклонников - зато чрезвычайно верных.
Схожая судьба поняла и "ОРВО". Еще сначала 90-х эта марка занимала 2-ое место на мировом рынке. Но с распадом СССР создание фотопленки фактически сошло на нет. В 1995 году фабрика "ОРВО" стала нулем, в том же году на ее месте появилась компания ORGANICA. Сейчас она выпускает под маркой "ОРВО" цифровые носители и хим препараты.
Одежда и обувь
Спроси у сегодняшних юных людей - слышали ли они что-нибудь о джинсах "Рила" - удивятся. Но их предки этот болгарский бренд наверное помнят. "Крутым" он не числился (даже индийские "Авис" были "статусней"). Но для почти всех русских людей конкретно "Рила" стали единственной возможностью ощутить на для себя "тлетворное влияние Запада". Кстати, были они относительно доступны. Сейчас эта марка стала достоянием истории. Эти джинсы не производятся даже в Болгарии. Так что ежели откопаете в собственных шкафах старенькые брюки, то считайте их винтажными.
А вот "предшественника" всех вероятных "адидасов" - чехословацкие "Ботас", либо просто "ботасы", достать было куда сложней. Но не было счастливей ребенка, чем тот, у которого "заводились" эти кроссовки. Думаю, почти все из нас до этого времени помнят, как наиболее комфортной была эта обувь по сопоставлению с нашими кедами. Она даже пахла как-то по-особенному - заграницей. Не считая кроссовок под маркой "Ботас" выпускались коньки и лыжные ботинки. Кстати, этот чешский бренд жив и поныне. На данный момент кроссовок "Ботас" в Рф не отыщешь. Компания решила позиционировать себя больше как производитель коньков для хоккея и фигурного катания.
Авто и байки
В СССР из государств соцлагеря поставлялись фактически все виды транспорта. В особенности много было мотоциклетных марок. Самая популярная из их была чешская "Ява". Она возникла в нашей стране сразу опосля войны. Тогда "Ява" была "вражеской" - в довоенные годы ее выпускали для нужд германской армии. Но это не воспрепядствовало чешскому байку захватить народную любовь. Уже в 60-х годах на "Яве" ездил каждый 3-ий русский мотоциклист.
Русских "соперников" у "Явы" не было (не считать же такими "Ковровец" и "Урал"). Да и стоимость "кусалась". Так, в конце 70-х "Ява" стоила 650 рублей. Заметим, что стоимость на нашу технику была в два, а то и втрое ниже. Сейчас "Ява" по-прежнему "на ходу". Но былой популярности у этого бренда уже нет. В Рф ее место заняли дешевенькие китайские скутеры, а популярна она в основном на Украине и в остальных странах СНГ.
Не считая "Явы" в СССР экспортировался очередной чешский байк - "Чезет". Он возник у нас несколько позднее собственного "собрата" - в 70-е годы и поставлялся вплоть до конца 90-х годов. В отличие от "Явы" марка "Чезет" канула в историю совместно с развалом ЧССР.
Авто бренды ЧССР заслуживают отдельного разговора. Сначала речь, естественно, о "Шкоде". Правда, легковых каров данной марки в СССР было не так и много - в основном встречались универсалы "Шкода-1200", адаптированные под "скорую помощь". Не считая этих машин СССР импортировал жд локомотивы и троллейбусы "Шкода". На данный момент чешская марка принадлежит концерну "Фольксваген". Не считая каров под ней выпускаются авиационные движки и сельскохозяйствен-ная техника.
Более знаменитой чешская маркой является "Татра". Сначала 50-х на улицах наших городов возникли трамваи данной марки, а в конце 60-х - грузовики. Что все-таки касается легковых каров, то они были представлены у нас в основном "членовозами". Сейчас "Татра" по-прежнему находится на нашем рынке, но ее рыночная толика ничтожно мала.
Нельзя не упомянуть и венгерский бренд "Икарус". Автобусы данной марки ездят в нашей стране с середины прошедшего столетия. За скорость и форму-коробочку пассажиры называли их "ракетами". Сначала 90-х закупки "Икарусов" были резко сокращены, а их создание было перенесено на русские фабрики.
Пища
Почти все продовольственные марки из государств соцлагеря дожили до нашего времени, хотя и утратили былую популярность. Пример - чешское пиво "Пльзеньский Праздрой". Поллитровая бутылка стоит до 60 рублей. Сейчас эта марка фактически затерялась посреди остальных привезенных из других стран видов. Но в 80-х годах прошедшего века этот пенистый напиток был одним из немногих доступных видов иностранного пива. В бутылках "Пльзеньский Праздрой" практически не продавался, зато в "правильных" местах, к примеру в чешском пивбаре в Парке культуры, постоянно был в наличии.
Но самым известным заграничным алкоголем, пожалуй, был болгарский бренди "Слинчев Бряг". На данный момент его отыскать у нас в стране фактически нереально. А ранее представления выпивающих людей по поводу этого бренди разнились. Одни считали его мерзким пойлом, остальные - полностью солидным напитком. Заметим только, что в 90-х "Слинчев Бряг" начали в промышленных масштабах подделывать, после этого он совсем испортился. Кстати, у "Слинчева Бряга" в СССР был "соперник", при этом тоже из Болгарии, - бренди "Плиска". Помнится, и тот и иной напиток стоил в конце 70-х около 8 рублей.
Очередной продуктовый бренд социализма - венгерский "Глобус". Под данной маркой по этот день выпускаются овощные и фруктовые консервы. "Глобус" - один из немногих "бывших" брендов, сумевших "закрепиться" на родине опосля того, как все преференции товарам из "братских" государств в нашей стране были ликвидированы. В текущее время эта марка занимает наиболее трети венгерского рынка консервированной продукции. На наших прилавках присутствие "Глобуса" невелико. Естественно, можно отыскать ностальгический горошек, который когда-то был постоянным ингредиентом новогоднего салата "Оливье". Но в общем в нашей стране "Глобус" быстрее жив, чем нет.
А вот польскому бренду "Хортекс" удалось не только лишь остаться в нашей стране, да и стать одним из фаворитов на русском рынке замороженных овощей и фруктов. Кстати, 93% акций данной компании принадлежат сейчас The Bank of America
Грех жаловаться на судьбу и фирме "Подравка" - производителю югославской приправы "Вегета". В первый раз этот продукт возник в нашей стране в конце 60-х годов прошедшего века и сразу опередил по популярности единственную тогда приправу в СССР - "Хмели-сунели". В 90-х годах "Вегету" поняла судьба почти всех фаворитных продуктов - ее начали подделывать. Лет 10 назад на фаворитных тогда оптово-розничных рынках заместо фирменного продукта сплошь попадались пакетики со консистенцией перца, соли и сушеной петрушки. Отравиться не отравишься, но блюдо испортишь.
Детские игрушки
Когда создателю этих строк исполнилось 10 лет, ему подарили гэдээровскую детскую металлическую дорогу PIKO. Предмет восхищения всех соседских мальчиков, она поражала некий необычайной достоверностью. Электровоз, пассажирские вагоны, платформы для грузов, цистерны для горючего - все это можно было рассматривать часами. А уж когда состав приходил в движение, в восторг приходили даже взрослые.
Эту игрушку начали поставлять в нашу страну еще с середины 60-х годов прошедшего века. Примечательно, что остальные страны соцлагеря в то время ничего подобного не производили - снутри СЭВа было разделение труда. Было, правда, одно исключение - стальная дорога "Пионерская", которую выпускал столичный завод "Прожектор". Но в сопоставлении с гэдээровским чудом она смотрелась довольно жаль.
Марка PIKO удачно дожила до наших дней. Опосля развала ГДР права на нее перебежали к фирме Dr. Rene F. Wilfer, которая существенно расширила ассортимент выпускаемой продукции. При этом приобрести ее на данный момент не составляет труда. Хотя стоимость стартового набора от $100 до $500 не делает ее доступной для массового потребителя. Да и сейчас сверхсовременные составы соседствуют в каталоге PIKO с романтичного вида ретровагончиками, навевающими воспоминания о детстве.
В ГДР вообщем производилось много "культовых" игрушек. И ежели стальная дорога была доступна немногим ("стартовый" набор стоил посреди 70-х годов 25 рублей), то грубо раскрашенные каучуковые краснокожие были, пожалуй, у каждого второго русского мальчишки. Обычно, все это великолепие привозили предки из загранкомандировок. Но время от времени германские игрушки можно было приобрести и у нас, к примеру - в столичном магазине "Лейпциг" на улице Академика Варги.
Сигареты
В прошедшем веке большая часть людей курило отечественные сигареты. Кто-то наслаждался "Явой" (непременно "явской", как тогда выражались, другими словами "родной", произведенной на одноименной фабрике). Люди посостоятельней предпочитали "Космос". Но ежели хотелось окунуться в заграничный дым, то брали болгарские "БТ" (производитель "Булгартабак"). Стоили они 80 копеек (чуток дороже "Космоса"), но зато были самыми что ни на есть забугорными. Хотя и тогда прогуливалась поговорка, что курица не птица, Болгария - не заграница. Вообщем, болгары поставляли нам и поболее дешевенькую продукцию: сигареты "Шипка", "Родопи", "Опал", "Стюардесса", "Ту-134". На данный момент некие из этих марок - не самого, выскажемся так, премиального класса - тоже можно приобрести в наших магазинах.
Распад СССР стал чувствительным ударом для "Булгартабака". До 90-х годов прошедшего столетия 90% ее продукции поставлялось в нашу страну. Но опосля того, как в 1993 году на болгарские сигареты ввели пошлину в 150%, импортеры отказались их завозить, что сильно пошатнуло финансовое положение компании. В итоге его толика на русском рынке снизилась до 1%.
А вот кубинские сигареты, такие, как "Партагас" (в народе их называли "Кирогаз") либо "Лигерос" (они же "Погибель под парусом"), с нашего рынка пропали на сто процентов. Любознательный факт из прошедшего - большая часть наших сограждан (даже школьники) курили эти очень прочные - не слабее "Беломора" - сигареты "взатяг", а сами кубинцы - как сигары. Заметим, что сейчас почти все табачные бренды из Кубы утратили собственный "народный" статус. Этот же "Партагас" на данный момент наиболее известен в мире как марка дорогих сигар ручного производства.
Были в СССР и остальные табачные марки из дружественных государств. К примеру, югославские "Самуил" и "Европа", венгерские "Кошут" либо индийские "Мадрас" (курильщики называли их "Матрас"). Но по сопоставлению с болгарскими и кубинскими брендами их популярность была не очень велика.
Что ожидает "бывшие" бренды?
Естественно, в рамках данной заметки трудно поведать о всех именитых марках социалистического лагеря, имевших "хождение" в СССР. Но даже таковой "экскурс в историю" дозволяет сделать некие выводы. Распад СЭВа, непременно, стал очень болезненным ударом для всех без исключения производителей из "братских" государств. Почти все компании так не смогли пережить разрыв экономических связей с СССР и канули в Лету ? но не все. К примеру, та же "Шкода", чья продукция еще 10 годов назад на 80% поставлялась в нашу страну, не только лишь осталась на нашем рынке, да и перевоплотился в бренд мирового значения. А некие марки ? к примеру, "Практика" ? стали "нишевыми".
Сейчас "социалистические" бренды обязаны выживать в критериях вольного рынка. Спецы молвят, основное преимущество ? наличие легенды, истории, что нравится большинству потребителей. При этом, согласно исследованиям, "старенькые" марки нужны не только лишь теми, "кому за 50", да и, что самое увлекательное, юными людьми, которые никакого социализма не застали и выросли в критериях рыночной экономики.
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ"
Чего же для вас недостает из продуктов, которые были так популярны при социализме?
24% Татарские дубленки
23% Байки "Ява"
17% Чешский хрусталь
12% Китайские термосы
10% Болгарские сигареты
8% Гэдээровские гарнитуры "Хельга"
6% Польская косметика
В опросе приняли роль 1990 человек.
Результаты остальных опросов смотрите тут и тут