
Росалкогольрегулирование (РАР) подготовило проект указа президента о преобразовании службы в Росалкогольтабакрегулирование (сокращенный вариант, предположительно, РАТР). Участники рынка не лицезреют смысла в разработке системы контроля табачной отрасли, а конкретно сиим собирается заняться обновленное ведомство.
Чиновники РАР написали проект указа президента с заголовком «Вопросы регулирования алкогольного и табачного рынков» (копия есть в распоряжении «Известий»). Из него следует, что служба по регулированию алкогольного рынка преобразуется в службу по регулированию алкогольного и табачного рынков. На нее возлагаются «функции по контролю за созданием и оборотом этилового спирта, алкогольной, алкоголесодержащей и табачной продукции, по надзору и оказанию услуг в данной сфере». Документ еще не ориентирован на согласование в ведомства, уточнил источник «Известий».
В РАР воздержались от комментариев.
Из проекта указа также следует, что выработка и реализация госполитики, также нормативно-правовое регулирование в сфере производства и оборота табачной продукции передаются Минфину (ранее эти вопросцы были в компетенции Минсельхоза). В процессе работы над реорганизацией правительству еще предстоит уточнить функции, возложенные на новейшую службу и Минфин, также установить предельную численность и фонд оплаты труда работников РАТР, подчеркивается в проекте указа.
В пояснительной записке к нему говорится, что документ разработан в рамках реализации поручения правительства от 21 февраля и выполнения указания президента от 16 февраля — в тот день состоялась встреча президента Владимира Путина с вице-премьером Александром Хлопониным. На ней президент поставил резолюцию «Согласен» на письме с предложением вице-премьера передать вопросцы госрегулирования табачной отрасли от Минсельхоза Минфину, а РАР наделить возможностями по контролю за созданием и оборотом табачной продукции.
Как говорилось в письме Александра Хлопонина (копия есть у «Известий»), для реформы есть как минимум три предпосылки. Во-1-х, рост акцизов на табачную продукцию в Рф и отсутствие единой акцизной политики в ее отношении в государствах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что делает условия для роста нелегального оборота контрафактных и контрабандных табачных изделий. Александр Хлопонин указывал, что создание и оборот незаконного табака приводят к потерям бюджета. По его данным, за 2012–2016 годы они составили 105 миллиардов рублей, из их около 20 миллиардов рублей в 2014 году и около 50 миллиардов рублей — в 2015-м. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), поступления от табачных акцизов в 2014 и 2015 годах составили 314 миллиардов рублей и 379 миллиардов рублей соответственно.
Во-2-х, как написал Александр Хлопонин, отсутствует компетентное ведомство, занимающееся только курированием табачной отрасли. На данный момент ее регулирование делят Минсельхоз, Минздрав, Минпромторг, МВД, ФНС, ФТС и Роспотребнадзор.
В-3-х, опыт глобальных практик говорит о централизации госрегулирования табачной и алкогольной отраслей. К примеру, в США это Бюро налогообложения и торговли алкогольной и табачной продукцией, находящееся в ведении министерства денег, указал вице-премьер.
Александр Хлопонин подчеркнул в письме, что одной из форм учета и предстоящего контроля табачной отрасли может стать фиксация инфы в единой гос автоматизированной системе (ЕГАИС) — учитывая, что сигареты по аналогии с алкоголем маркируются акцизными и особыми марками. Значимых издержек на реализацию идеи не требуется: торговлю табачными изделиями осуществляют около 350 тыс. торговых точек, при всем этом 220 тыс. объектов розничной торговли алкогольной продукцией уже подключены к ЕГАИС, отмечено в письме. Из документов правительства следует, что реализация указанных мер дозволит уже к 2020 году достичь стабилизации ситуации на табачном рынке.
В аппарате Александра Хлопонина уточнили, что ведомства должны представить проект доклада президенту (и проект указа президента) в конце марта.
Глава комитета Совета Федерации по бюджету и денежным рынкам Сергей Рябухин выделил, что правительство по-прежнему рассматривает две схемы контроля в табачной отрасли: введение системы ЕГАИС либо маркировка продукции по аналогии с чипированием в меховой отрасли.
Заместитель гендиректора по связям с госорганами Imperial Tobacco Sales and Marketing Андрей Рогов отметил, что «производитель и потребитель незаконной продукции находятся вне официальной информационной системы отслеживания, потому эффективность ее введения исходя из убеждений борьбы с контрафактом не полностью очевидна».
В Минфине от комментариев воздержались.
:
Из антитабачной концепции выкурили конкретику
Минздрав поддержал введение 70%-го сбора на прибыль табачных компаний
Медведева попросили вступиться за табак