Столичный Мультимедиа Арт Музей (МАММ) отметил юбилей — 20 лет деятельности. На данный...

Столичный Мультимедиа Арт Музей (МАММ) отметил юбилей — 20 лет деятельности. На данный момент зрители могут узреть одну из самых мощных экспозиций МАММ за всю его историю — три этажа заняты выставкой Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов», на 3-х остальных разместились «Опыты для будущего» Александра Родченко. Обозреватель «Известий» Сергей Уваров побеседовал с основоположником и бессменным управляющим МАММ Ольгой Свибловой о актуальности российского авангарда.

— Почему вы решили отпраздновать юбилей музея конкретно выставкой Эйзенштейна?

— На данный момент весь мир в упадке. Нам нужно мыслить о новейшей точке отсчета, новеньком векторе движения, новеньком методе организации нашей цивилизации. Нужен новейший взор на действительность. Сергей Эйзенштейн и Александр Родченко сначала века двадцатого выполнили революцию взора. Глаз — это вынесенный вовне мозг. Мы лицезреем то, что знаем, знаем то, что лицезреем. Своим творчеством эти живописцы проявили, что постоянно нужно находить новейшую точку зрения. Замечательно, что наша страна проголосовала за стабильность. Это то, что необходимо хоть какому человеку, каждому из нас. Но без движения стабильность преобразуется в стагнацию. Российские авангардисты задавали вектор движения.

— Конкретно авангардисты, а не классическое искусство наиболее ранешних эпох?

— Да, так как они поставили глобальный вопросец: что такое искусство? И он наиболее серьезен, чем классические трудности в искусстве, например споры о реализме либо абстракции в живописи. Можно наслаждаться шедеврами Ранешнего Возрождения и восхищаться работами «Мира искусства», но на данный момент скорость конфигурации цивилизации уже иная.

— Вы продлили работу выставки Родченко, и сейчас она соседствует с экспозицией Эйзенштейна. Что, на ваш взор, их объединяет, кроме эры и принадлежности к русскому авангарду?

— Они оба изменили восприятие мира вокруг нас. Родченко утверждал, что нельзя снимать на уровне глаз, потому что это обычная, очевидная точка зрения. Он предлагал постоянно находить неожиданную перспективу. Это ведь относится не только лишь к композиционной структуре произведения искусства. Это жизненный принцип: мы должны научиться поменять точку зрения, глядеть на жизнь под иным, новеньким углом. Мы избрали для выставки Эйзенштейна заглавие «Монтаж аттракционов», взятое из его известной статьи 1923 года, так как для нас было принципиально, как Эйзенштейн ставит вопросец о действии искусства на зрителя.

Восприятие искусства Сергей Михайлович изучал в течение всей собственной жизни. И определяя в данной статье аттракцион как важный элемент действия на психику зрителя, он ссылается на «визуальные заготовки» Гросса и Родченко. Говоря о роли искусства в современной жизни, мы не можем не мыслить о вопросцах, поставленных сначала XX века этими живописцами, так как «информационный шум» с каждым деньком усиливается. Художнику, куратору принципиально пробиться к сознанию каждого зрителя.

— На выставке Эйзенштейна много комических зарисовок режиссера. Они тоже имеют вам концептуальную значимость?

— Любовь к клоунаде, цирку объединяет неограниченное количество великих живописцев, в том числе Эйзенштейна и Родченко. Кстати, оба чрезвычайно серьезно занимались темой цирка. Психические механизмы игры и творчества схожи. Клоун, буффон нескончаемо глубоко ощущают и понимают трагедию жизни, но могут смеяться над собой и разрешают для себя говорить правду. Потому для меня было принципиально показать, как Эйзенштейн умел дурачиться и смеяться.

— Как эстетика российского авангарда первой половины XX века актуальна сейчас?

— В современном мире влияние российского авангарда видно на каждом шагу. В архитектуре, в дизайне, в виде всей окружающей нас реальности. Эстетика авангарда стала ведущим языком современной зрительной культуры. К примеру, в хоть какой художественной, синематографической школе в мире и Рф образование начинается с творчества Родченко, Эйзенштейна, Малевича, Мельникова и остальных великих российских авангардистов.

— Усвоит ли Эйзенштейна зритель грядущего?

— Я не знаю, что будет с новеньким поколением малышей, которые с ранешнего юношества живут с девайсами. У их сформируется совсем другая психология. И нам придется как-то договариваться с ними. Это придет прямо завтра. Мы на пороге новейших цивилизационных конфигураций, культурологического сдвига. Может быть, конкретно идеи монтажа аттракционов Эйзенштейна окажутся эффективны, чтоб удержать их калейдоскопическое видение.

— Есть ли в нынешней сложный жизни место для искусства?

— Людям постоянно казалось, что время, в каком они живут, самое ужасное. Вспомним древних философов либо Шекспира. Цивилизация изменяется, а людская психология пока остается той же самой. Страсти, любовь и ненависть, отчаяние и надежда, зависть и восхищение — мы, владельцы Wi-Fi, переживаем так же, как люди Средневековья. Формы искусства изменяются, но оно было и остается базовой потребностью населения земли. А в кризисные времена потребность в искусстве даже больше. Мы осознаем, что сейчас проходим очередной кризис, но музеи, концертные залы, театры заполнены до максимума. А очереди на выставки стают частью существования культуры. Означает, искусство кому-то необходимо.

— Какой результат работы музея вы бы подвели? Куда МАММ двинется далее?

— Мы сделали около 2 тыс. выставок за 20 лет. Это и есть результат. А в дальнейшем мы займемся искусством, связанным с новенькими технологиями, интернет-артом, творчеством машин, которые сейчас уже работают в интуитивной логике. Это совершенно близко к людскому сознанию.

— Вы имеете в виду искусственный интеллект?

— Естественно. Нужно осознать: каким он будет? Он нас съест, мы погибнем как цивилизация? Либо, напротив, приобретем какую-то невероятную силу? Это вопросцы актуальные, от их нельзя отмахиваться. Да, живопись, холст, масло никуда не исчезнут... Но жизнь идет вперед. Ежели мы не будем опережать время, то окажемся в крайнем вагоне поезда и, вероятнее всего, на запасных путях. Илья Кабаков писал: «В будущее возьмут не всех». Конкретно будущее — самое увлекательное. А современное искусство дает возможность в него заглянуть.

Справка «Известий»

Ольга Свиблова — куратор, искусствовед, режиссер-документалист, член Русской академии художеств. В 1978 году закончила с различием психический факультет МГУ имени Ломоносова. Занималась психологией творчества. С 1984 года курирует выставки в Рф и за рубежом. С 1996 года — директор-основатель музея «Московский дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музея. В 2007 и 2009 годах — куратор русского павильона на Венецианской биеннале. В 2016 году — куратор проекта «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: неповторимый дар музею».

:

Вертикальный установка в действии: Мультимедиа Арт Музей отметил 20-летие экспозицией Сергея Эйзенштейна «Монтаж аттракционов»

Родченко из «банды конструктивистов»

Ольга Свиблова: «Культура — это мягенькая дипломатия»

Добавить комментарий