Зато сейчас, когда над Россией пронесся идеальный шторм, правительство...

Зато сейчас, когда над Россией пронесся «идеальный шторм», правительство серьезно задумалось о новейших точках экономического роста. Падение цен на нефть либо санкции не являются главными факторами сегодняшней стагнации. Реальный бич — неразвитая инфраструктура и ограниченные способности внутреннего рынка. С инфраструктурой всё понятно, правительство почти все делает для ее развития. А вот естественные ограничения внутреннего рынка — неувязка наиболее суровая: нельзя в недлинные сроки удвоить население страны либо сделать его богаче, чтоб повысить спрос.

Повышению внутреннего спроса могли бы содействовать инфраструктурные проекты, но у страны на данный момент нет средств в тех масштабах, которые могут спасти положение. Ответное эмбарго и падение курса рубля привели к росту внутреннего спроса на некие отечественные продукты, но здесь наши производители уперлись в потолок: доходы населения свалились, брать стали меньше. Так мы пришли к осознанию того, что не столько импортозамещение, сколько выход на наружные рынки способен отдать нашему несырьевому бизнесу ощутимый рост в перспективе. Наша страна взяла курс на «экспорторазмещение».

По данным Федеральной таможенной службы, в первом полугодии сегодняшнего года на долю экспорта углеводородов в страны далекого зарубежья приходилось 63% в стоимостном выражении, а на продукцию машиностроения — лишь 4%, продукты питания и сельхозпродукцию — 5%. Физические объемы экспорта возросли: электрического оборудования — на 37,8%, оптических аппаратов и инструментов — на 30,3%, средств наземного транспорта — на 37,8%. При всем этом темпы роста экспорта почти всех продуктов приметно опережали рост их производства.

В структуре экспорта в страны СНГ, являющиеся нашим обычным наружным рынком, углеводороды доминируют в наименьшей степени, на их долю приходится лишь 39% доходов, на продукцию машиностроения — 14%, на продукты и сельскохозяйственное сырье — 11%.

При всем этом экспортеры уверенно переориентируются на рынки государств далекого зарубежья. Более многообещающие направления — ЮАР, страны Юго-Восточной Азии, Близкого Востока, Северной Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Конкурентоспособность русских продуктов и услуг сейчас высока как никогда. Больший потенциал, ежели говорить о товарах, у приборостроения, пищевой продукции и в FMCG-секторе. Что касается услуг, то это инжиниринг и телекоммуникации. Внутренний рынок становится для схожих компаний тесен, а за рубежом есть большущее место инфраструктурных проектов. В Рф сформировался пул средних и малых компаний, которые снутри страны в собственных нишах уже достигли потолка роста. Потому не случаем, что сейчас они являются самыми активными участниками специализированных интернациональных выставок.

Совместно с тем на интернациональных рынках растут протекционистские настроения, а поэтому в вопросцах развития экспорта наш бизнес может серьезно рассчитывать лишь на поддержку русского правительства. Разумеется, что нужно понижение экспортных пошлин и облегчение таможенных и разрешительных процедур, упрощение порядка дизайна разрешений на временный вывоз продуктов для роли в интернациональных выставках. То же касается и ввоза в Россию оборудования и девайсов для индустрии.

Еще одна мера поддержки — государственное субсидирование роли средних и малых компаний в интернациональных выставках. В текущее время Минпромторг Рф реализует подобные программы в отдельных отраслях, но их нужно расширять. Почти всем компаниям не по кармашку постоянное присутствие на интернациональных выставках и форумах, но конкретно там и заключаются сделки, не имеющие принципиальной гос значимости.

Нездоровое место наших производителей — НИОКР. Денежные способности вкладываться в исследования и разработки есть лишь у больших компаний. Притом что в Рф есть большой научный потенциал, заказчиков нет. Личные инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в покупку готовых технологий за рубежом. Решением трудности могут оказаться программы государственно-частного партнерства. Пока более приметные успехи в данной области показывают лишь атомная индустрия, тяжелое машиностроение, частично хим индустрия.

Правительство Русской Федерации делает почти все для поддержки экспортеров. Это и субсидирование и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, и гарантийная поддержка экспортных операций по определенным видам продукции, и софинансирование экспортной деятельности малых и средних компаний.

Совместно с тем сам бизнес тоже должен преодолеть свои внутренние барьеры. Почти все русские компании привыкли работать на муниципальный и городской заказ и даже воспринимают его как некоторую обязанность страны. Таковая стратегия ведения бизнеса не сулит в перспективе никакого роста. Существенное число производств оказались не готовы к сокращению размеров госзаказа, так как в прошлые годы не находили остальных заказчиков не вкладывались в модернизацию производства, достаточную для достойного выхода на наружные рынки. Времена изменяются, пора поменять и бизнес-стратегии.

Создатель — вице-президент, управляющий дирекции по интернациональной деятельности «Деловой России»

Все представления >>

Добавить комментарий